Дмитрий Юровский: «В гармонии зрителей и музыкантов рождаются особенные мероприятия»

Дмитрий Юровский: «В гармонии зрителей и музыкантов рождаются особенные мероприятия»

В театре «Царицынская опера» с огромным успехом прошёл концерт Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Ф. Светланова. Для волгоградских зрителей прозвучала программа марафона «Мой Рахманинов», приуроченная к 150-летию со дня рождения великого композитора. Место за дирижерским пультом в этот вечер занял Дмитрий Юровский, российский и немецкий дирижёр, представитель известной музыкальной династии. Перед концертом мне удалось пообщаться с маэстро. Об умении концентрировать энергию, об эмоциональной отдаче российских музыкантов и психоэнергетике зрителей рассказал сам Дмитрий Юровский.

Волгоград – место силы

– Дмитрий, вы принимаете участие в марафоне «Мой Рахманинов» вместе с легендарным коллективом Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Ф. Светланова. Для зрителей городов, которые вошли в турне, это удивительная возможность увидеть замечательных музыкантов у себя дома…

– Сегодня в стране сложилась удивительная ситуация, благодаря которой зрители имеют возможность послушать действительно первоклассные оркестры и выдающихся музыкантов, не путешествия для этого в Москву в Санкт-Петербург. И в этой ситуации очень важны человеческие и творческие моменты как для самих музыкантов, так и для публики. Важно, что такие проекты поддерживаются Министерством культуры РФ и включены в программу ФГБУК «Росконцерт». Конечно, не всегда просто передвигаться по России целым коллективом, в этом марафоне участвует более 100 музыкантов оркестра. В Волгоград мы прилетели из Уфы несколькими рейсами, не хватило билетов сразу всем. Очень рады, что удалось добавить в этот тур Волгоград и Астрахань, поскольку первоначально был запланирован только Ростов-на-Дону. По южным городам достаточно спокойно добираться на колёсах. Интересно, что за свою историю в Уфе оркестр побывал впервые, а вот в Волгограде, Астрахани и Ростове-на-Дону в разные годы музыканты Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Ф. Светланова выступали. Я же посещаю все эти города впервые. В конце ноября у меня премьера «Борис Годунов» М. Мусоргского в Красноярске, поэтому в Ростов-на-Дону я, к сожалению, не попадаю. Туда приедет замечательный дирижёр Иван Никифорчин, лауреат I международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова.

– Успели немного познакомиться с Волгоградом? Какие у вас остались впечатления?

– Впечатления совершенно удивительные, смешанные и неоднозначные. Слишком сильна печальная история этого города и всего, что с ним связано. И та энергетика, которая присутствует в нём до сих пор: там, где вечный огонь, там, где братская могила, там, где Курган... К этому невозможно относиться просто как к достопримечательности. Я бывал в разных странах, где происходили различные битвы, будь то Англия или Франция, но даже там ощущаются какие-то отклики древних войн. А что же говорить о Сталинграде, сегодняшнем Волгограде, ведь прошло всего 80 лет с тех страшных событий! Я не знаю сколько еще десятилетий должно миновать, чтобы здесь не было такой бешеной силы и она переставала так ярко влиять на эмоциональный фон... Волга в вашем городе поражает своим величием. Я видел эту реку в других городах, но Волга в Волгограде – это совсем другое ощущение и масштаб. Для нас очень важно играть музыку Сергея Рахманинова и Петра Чайковского, находясь здесь, в этом месте силы.

У будущего человечества хорошие перспективы

– В последнее время вы больше работаете в России, в этом сезоне руководите двумя крупными оперными театрами – в Новосибирске и Красноярске. Помимо этого у вас много ярких проектов, сотрудничество с ведущими оркестрами страны и мира.

– В Европе продолжаю работать, как и раньше. Так, в декабре в Дрездене будет возобновление постановки оперы Э. Корнгольда «Мёртвый город». Но основной акцент всё же сделан на России. Мне всегда было интересно с эмоциональной и музыкальной точки зрения кроме Москвы и Санкт-Петербурга поработать также в Сибири. Я, конечно, отдаю себе отчет о том, что на сегодняшний день наша культурная, музыкальная миссия – не просто музицировать. Мы имеем дело с сильными эмоциями, переживаниями, которых за последние годы не становится меньше. У меня есть ощущение, что в России люди в принципе не безразличные. И это то, что в первую очередь, отличает российских музыкантов от зарубежных. Если бы речь шла о молодежном коллективе, то это было бы нормально. Но в случае с таким легендарным оркестром как Государственный симфонический оркестр им. Светланова, который всё повидал и всё переиграл не является само собой разумеющимся. И их эмоциональная отдача, которую встречаю не только на концертах, но и на репетициях, дорогого стоит. Ради этого можно на многое пойти. Мне кажется очень важно сохранить культуру, те эмоции, которые мы даём публике и, безусловно, получаем многое обратно. Сегодня это очень многим стало физически необходимо. Я помню год пандемии и первые мероприятия в зале, где было всего 50 человек, и каждый из них отдавал себе отчет, что сегодня невероятный, уникальный день. Это время приучило нас более сознательно и более благодарно относиться к тому, что мы делаем. Эта благодарность по отношению к происходящему: есть музыка и есть люди, которые хотят её играть и которые хотят её слушать. Пока этот тандем существует – будущее человечества меня обнадёживает…

Психоэнергетика зрителей влияет на концерт

– Всегда интересно наблюдать за реакцией публики. Насколько отличаются зрители в разных странах, в нашей стране – с запада на восток?

– Публика разная не только в России с запада на восток, в одном городе, но в разное время бывают совершенно другие зрители. Примечательно, что это могут быть одни и те же люди, но в другом настрое, с другой эмоциональной подготовкой. Мне выступать приятно и интересно в любой стране. Где-то публика чуть более отстранённая, с дистанцией, где-то расстояние между нами слишком маленькое и эмоции могут захлестнуть. Зрители часто забывают, что их больше, чем нас на сцене. И это большая ответственность. В разных странах перед встречами и концертами я говорю, что оркестр настраивается и вы – зрители должны тоже настроиться. Знаете, я выхожу на сцену и спиной чувствую намного больше, чем вижу глазами. Буквально с первой секунды могу сказать какой будет концерт по той энергетике, которая собралась в зале. Бывают случаи, когда поначалу всё достаточно прохладно, а потом все разогреваются. Это нормально, поскольку зрителям нужно войти в общую атмосферу. Случаются ситуации, когда, наоборот, все в большом ожидании и уже вошли в то самое состояние. И это невозможно предугадать. Единственное, что могу точно сказать, что зрители могут повлиять на концерт не меньше, чем музыканты имеют возможность повлиять на зрителей. И только в комбинации, в гармонии обеих сторон возможно особенное мероприятие.

– Дмитрий, у вас есть особенные секреты, ритуалы перед выходом на сцену?

– Интересно вспоминать свои выходы к дирижёрскому пульту 20 лет назад. Тогда было много эмоциональных переживаний, проблем, мыслей. Будучи виолончелистом, я начал рано выходить на сцену – с 6 лет и уже тогда приучил себя абстрагироваться, создавать нужную дистанцию. Дирижёру же нужно не только настроиться самому со своим инструментом, нужно расположить особым образом людей перед тобой и за тобой. Энергетически это очень большая ответственность, поэтому изначально своим переживаниям придается меньшее значение. Раньше у меня были определённые ритуалы: по часу, по полчаса мог делать особые дыхательные упражнения. Сейчас за 10-15 минут до выхода я переодеваюсь, за 5 минут до концерта… засыпаю – очень глубоко, иногда даже стоя. Организм уходит буквально в «ноль». Конечно, бывали случаи, когда сон не приходил или не было такой возможности и эта настройка происходила в момент выхода на сцену и тех метров, которые делаешь от начала сцены до подеста. Практически 6-10 метров до дирижерского пульта бывает достаточно. Энергетика – это тот же инструмент, который с опытом можно настроить быстро. Я прошёл путь от нахождения своего центра до обретения состояния покоя. Сейчас я доверяю, что в тот момент, когда мне нужно выйти на сцену всё произойдёт само по себе и самым наилучшим образом.

Дирижер словно крепко посаженное дерево

– Всё же произведения бывают разные и соответственно настрой тоже…

– Конечно! Если, например, дирижируешь какую-нибудь оперу Рихарда Вагнера, где первое действие из трёх длится два часа, то заранее настраиваешься на марафон. Бывают моменты, когда от нагрузки и произведений зависит стратегическое состояние тела и дыхания. Если настроился на короткоформатное произведение, а параллельно нужно репетировать очень много другой музыки, а вечером дирижировать действие, то нужны время и силы.

– Слышала, что за выступление дирижёр теряет по несколько килограммов. Внешне выглядит, что двигаются в основном руки, иногда чуть-чуть плечи, немного спина…

– На самом деле в работу включён весь корпус. Есть огромное количество прекрасных и великих дирижеров с большим количеством телодвижений. Каждый имеет на это право и основание, каждый находит свой метод, подход ко всему. В моём случае я стараюсь все силы аккумулировать вокруг себя, чтобы дать как можно больше энергии людям. Я воспринимаю дирижёра как крепко посаженное в землю дерево, которое пускает свои корни и теоретически они должны охватить всех.

– Какой интересный образ! Как вы поддерживаете свою физическую форму?

– Каждый человек, занимающийся каким-либо видом спорта, а стоять за дирижерским пультом во многом сродни спорту (хоть и не олимпийскому) должен получать физическую нагрузку. Я всю жизнь занимаюсь плаванием, что для меня близко по духу. Там тоже короткие и очень длинные дистанции, которые нужно преодолевать. Чтобы переплыть большое расстояние нужно иметь длинное дыхание, спокойствие, владеть всей ситуацией и при этом понимать, что есть течение, с которым ты все равно идешь вместе. И всё в жизни взаимосвязано…

 

Беседовала Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»