Травиата

Травиата

Опера в двух действиях
Музыка: Джузеппе Верди
Либретто: Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 3 часа

«Царицынская опера» открыла театральный сезон 2016-2017 гг. премьерой оперы Дж. Верди «Травиата», которая входит в число самых популярных и любимых опер в мире.

«Травиата» (итал. La traviata – «падшая», «заблудшая», от гл. traviare – сбивать(ся) с пути) – опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына.

Верди начал работать над оперой после того, как побывал на премьере пьесы «Дама с камелиями» Дюма в Париже в 1852 году. Позже Дюма говорил: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».

Прототипом главной героини оперы – Виолетты стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, среди поклонников которой был и Александр Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых – она умерла от туберкулёза в 1847 году.

Сегодня кажется нелепым, что опера провалилась на премьере 1853 года в венецианском театре La Fenice. Публике не понравился выбор автором главной героини – куртизанки, умирающей от неизлечимой болезни и места действия оперы – современного для зрителей Парижа (середины XIX века). Спустя год после премьеры неприятие сменилось ошеломляющим успехом, который сопровождает оперу до сих пор. Еще через год началось триумфальное мировое шествие: в 1855 – Вена, Мадрид, Барселона, в 1856 – Париж, Петербург, Лондон и Нью-Йорк, в 1857 – Гамбург...

В России «Травиату» впервые представила итальянская труппа в Петербурге в 1856 году. Опера имела огромный успех. 14 ноября 1858 г. она прозвучала в московском Большом театре на итальянском языке, а 26 апреля 1868 г. – на Мариинской сцене на русском. С тех пор и по сей день «Травиата» триумфально шествует по российским оперным подмосткам.

В Волгограде на сцене Оперной антрепризы опера была поставлена в 1999 году режиссером Дмитрием Бертманом, перенесшим спектакль из московского театра «Геликон-опера». Новая версия «Травиаты» принадлежит известному режиссеру Валерию Раку, заслуженному деятелю искусств России, члену Международного Вагнеровского общества.

Либретто оперы:

1 действие

Картина 1

Середина XIX века, Париж. Куртизанка Виолетта Валери устраивает званый вечер в своём салоне. Ей представляют молодого человека, недавно приехавшего в Париж – Альфреда Жермона. С первого взгляда Жермон влюбляется в Виолетту. В разгар веселья он произносит страстный тост во славу любви. Внезапный приступ кашля вынуждает Виолетту покинуть зал, Альфред следует за ней. Он признается в своих чувствах, пытается убедить её изменить образ жизни и уехать с ним. Виолетта объясняет ему, что не умеет любить и дарит юноше цветок камелии на память. Гости расходятся. Виолетта понимает, что влюблена. Зная, что смертельно больна, она боится поддаться большому чувству, пытается забыться музыкой и отогнать грустные мысли.

Картина 2

Дом в пригороде Парижа. Виолетта последовала совету Альфреда и оставила свет, теперь любовники живут вместе в загородном доме. Случайно Альфред узнает, что его возлюбленная тайком распродаёт своё имущество, чтобы обеспечить их нынешнюю жизнь. В поиске средств к существованию, он возвращается в Париж. В это время к Виолетте приезжает Жорж Жермон, отец Альфреда. Он дает понять, что связь с куртизанкой его сына губит репутацию всей семьи. Под угрозой свадьба младшей дочери Жоржа, сестры Альфреда. Виолетта понимает, что должна сама разорвать отношения с возлюбленным. Драматизм ситуации усиливает болезнь Виолетты. Она осознает, что отступившая на время чахотка, вряд ли оставит ей шанс прожить долго. Соглашаясь с доводами Жермона-старшего, девушка уезжает, оставив Альфреду прощальное письмо, в котором не объясняет причин своего отъезда. Вернувшийся Альфред находит письмо: он уверен, что Виолетта бросила его и решила вернуться к прежнему образу жизни. Неожиданно он находит приглашение на бал от подруги Виолетты Флоры Бервуа. Альфред решает возвратиться в Париж, чтобы вернуть возлюбленную или уличить ее в измене.

2 действие

Картина 1

Бал-маскарад во дворце Флоры. Гости обсуждают главную новость: Виолетта рассталась с Альфредом и вернулась к прежнему любовнику – барону Дуфолю. Среди гостей находится и Альфред, которому везёт в карточной игре. Он ищет ссоры с бароном. Когда возлюбленные остаются наедине, Виолетта просит Альфреда уехать, опасаясь скандала. Он согласен покинуть бал, лишь забрав ее с собой. Девушка отказывается и не оставляя Альфреду надежды, уверяет его что любит Дуфоля. Разгневанный Альфред собирает в зале всех гостей и публично оскорбляет Виолетту, бросив ей в лицо выигранные деньги в качестве платы за любовь. Виолетта падает без сознания на пол. Все присутствующие шокированы событием. Отец Альфреда упрекает сына за совершенный поступок. Дуфоль вызывает соперника на дуэль. Виолетта подавлена и уничтожена, она продолжает любить Альфреда, но не может сказать правду.

Картина 2

Комната Виолетты Состояние Виолетты сильно ухудшилось, она уже не встаёт с постели. Служанка Аннина преданно ухаживает за смертельно больной девушкой. Приглашают доктора, который уверен, что ей осталось жить всего несколько часов. Виолетта читает письмо старшего Жермона. Старик не выдержал угрызений совести и признался, что это он виноват во всем случившемся. В письме говорится, что Альфред ранил на дуэли барона, после чего уехал из Франции. Теперь он знает о причине их разрыва и едет к ней, чтобы попросить прощения. Но Виолетта осознает, что уже очень поздно. Через открытое окно доносятся звуки музыки и крики толпы – в Париже карнавал! Внезапно приезжает Альфред. Влюблённые счастливы и строят планы на будущее. На мгновение Виолетта чувствует, что жизнь снова возвращается к ней. Альфред клянется ей в любви. Она же дарит ему медальон со своим портретом, чтобы тот передал его своей будущей жене со словами о том, что «наверху» есть ангел, который будет за них молиться. Альфред в отчаянии умоляет её остаться с ним, но все напрасно. Вошедший Жермон с раскаянием убеждается, что его запоздалое согласие на брак сына с Виолеттой, уже не может ее спасти. Девушка умирает на руках возлюбленного.

Над спектаклем работали:

  • Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Раку (Москва)
  • Дирижер-постановщик –  лауреат всероссийских конкурсов Сергей Гринев
  • Художник-постановщик – член союза художников России, лауреат государственной премии Волгоградской области Георгий Матевосян
  • Художник по костюмам – член союза художников России, лауреат государственной премии Волгоградской области Елена Павловская
  • Художник по свету – Андрей Павлов
  • Главный балетмейстер – Заслуженный работник культуры России Татьяна Ерохина
  • Главный хормейстерЮрий Панфилов
  • Ассистент режиссера – Галина Васюкова

Действующие лица:

 

Информационные партнеры

Информация