Ариадна

Ариадна

Барочная опера в двух действиях
Музыка: Дж. Ристори
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась  в 2013 году

Что значит барочная опера?

Барочная музыка – стиль европейской музыки, приблизительно простирающийся с 1600 до1750 годов. Эта эра началась в искусстве после Ренессанса.

Слово «барокко» происходит от португальского barroco, означающего «деформированный жемчуг» или «раковина», подходящего к характеристике архитектуры того периода. Со временем это слово стало применяться и к музыке.

Барочный стиль отличается обильным использованием украшений в мелодике и необычайной виртуозностью вокальных и инструментальных партий. В эпоху Барокко сформировался музыкальный жанр – опера. Много музыкальных терминов и понятий той эпохи мы используем и сегодня.

В барочных операх главные партии писались для мужчин-кастратов, голоса которых отличались особой высотой, женоподобностью и гибкостью, но при этом имели большую силу и могли исполнять сложные пассажи. Обычно голоса кастратов – это сопрано и контральто. В наше время эти партии исполняются женщинами или контр-тенорами.

История создания

Сюжет оперы был заимствован из греческой мифологии. Основная канва сюжета – миф об Ариадне и Вакхе. Композитор ввёл в него и миф об Арионе. В опере рассказывается о том, как бог земледелия и виноделия Дионис (Вакх) встретил на острове Наксос Ариадну, полюбил её и взял в жёны.

Композитор не использует часть мифа об Ариадне и Тезее. Он начал своё повествование со страданий покинутой своим возлюбленным девушки на острове Наксос.

Большая часть сочинений Джованни Альберто Ристори сгорела при пожаре в 1760 г. и погибла в 1945 г. при бомбардировке Дрездена. Однако в результате тщательного изучения целых гор архивного материала в фондах библиотек среди сотен барочных имен, мало что говорящих даже специалистам, постановщиками – Ириной Васильевой и Ларисой Габитовой был найден и адаптирован для современной сцены редкий экземпляр  манускрипта оперы «Ариадна». Её концертное исполнение было осуществлено в октябре 2012 года на сцене легендарной Государственной академической капеллы имени М. Глинки в Санкт-Петербурге при поддержке концертного агентства «HAGEN MG».

Ценность находки этого манускрипта подчеркивается тем обстоятельством, что с имени Джованни Альберто Ристори начинается история комической итальянской оперы в России. Именно труппу отца композитора пригласила ко двору императрица Анна Иоанновна для участия в торжествах по случаю своей коронации, где была исполнена опера Джованни Альберто Ристори «Каландро».

Уникальность постановки оперы «Ариадна» в Волгограде заключается в том, что в отличие от Санкт-Петербурга, у нас – впервые в России и в мире! – поставлена как полноформатный оперный спектакль с красивыми декорациями, реквизитом, костюмами…

В спектакль включены подлинные танцы эпохи Людовика XIV.

Санкт-Петрербург, а вслед за ним и Волгоград осуществлением постановки неизвестной оперы Ристори прокладывают мост исторического барочного искусства «Россия – Европа».

Премьерой 22 и 23 мая 2013 года оперы «Ариадна», поставленной по старинному манускрипту, найденному в Дрездене, «Царицынская опера» вносит свой вклад в укрепление культурных связей с Германией в Год Германии в России.

«Царицынская опера», по мнению постановщиков «Ариадны», – идеальный барочный театр как по своему внутреннему убранству, так и по акустике.

Опера «Ариадна» исполняется на итальянском языке с диалогами на русском.

Краткое содержание

Действие первое

На острове Наксос страдает покинутая Тезеем Ариадна. Безуспешно её пытаются развеселить речные боги Климена и Главк. Ни танцы, ни сокровища – ничто не помогает безутешной принцессе.

«Оставьте меня одну оплакивать моё горе и умереть», – поёт она в своей арии. Напрасно пророчествует Главк о прекрасном боге, который возьмёт её в жёны.

Слышится прекрасное пение, и изумлённые боги видят прекрасного юношу, скользящего по морской глади на спине дельфина. «Кто ты такой?», – вопрошают они, – «Даже дельфины подчиняются тебе!». Отвечает им юноша: «Я – певец с острова Лесбос. Арион – моё имя». И рассказывает печальную историю о том, как коварные матросы, соблазнившиеся призами, выигранными им на певческом состязании, решили убить его и утопить в море. Он попросил их исполнить его последнее желание и спел прекрасную песню, аккомпанируя себе на арфе. И зачарованный пением дельфин спас его – вынес на своей спине на берег. Климена и Главк просят Ариона спеть для Ариадны.

Приближается корабль, входит в бухту, и на берег сходят матросы, сатиры и их предводитель Силен. Он рассказывает Климене о том, что они – путешественники, предводитель их – Вакх. После рассказа о невероятных приключениях в Индии Силен просит у нимфы разрешения отдохнуть на острове, запастись водой и отправиться дальше, в Фивы.

Появляется Вакх. Он рассказывает Силену, что, бродя по острову, увидел прекрасную спящую девушку и полюбил её. Вакх просит Силена задержаться на острове. Обрадованная команда корабля сопровождает это событие бурными танцами.

Действие второе

Главк и Климена представляют опечаленной Ариадне Ариона. И, убаюканная его пением, она засыпает. Нимфы и нереиды танцуют медленный танец.

Тем временем Вакх готовится к сватовству. Он просит Силена принести все сокровища, какие только есть на корабле, и преподнести их Ариадне. Раздосадованный Силен отказывает ему. Он решает расстроить предстоящую свадьбу.

Пробуждается Ариадна. Ей приснился во сне прекрасный юноша-полубог, который берёт её в жёны. Но наяву она видит волосатую руку Силена. В ужасе она кричит, призывая на помощь. Силен снова погружает её в сон. Прибежавший на крики Главк видит спящую девушку. Он с яростью набрасывается на своего соперника.

Прибежавшие матросы связывают Главка. В своей арии Силен противопоставляет мукам любви прекрасные вина и веселье, которое они дарят.

Появляется Вакх. Ариадне нравится красивый юноша, и она почти забыла предавшего её Тезея. По знаку Вакха на острове вырастают виноградные лозы. Арион зовёт Климену и рассказывает о пленённом Главке. По просьбе Ариадны Вакх освобождает Главка.

Все боги готовятся к свадьбе Вакха и Ариадны. Танцем нимф, моряков и сатиров открывается бал. Все герои славят прекрасного императора Августа III Саксонского в день его рождения.

Действующие лица и исполнители:

  • Ариадна – заслуженная артистка РФ А. Девяткина, Ю. Кучина
  • Климена – заслуженная артистка РФ Е. Барышеваа
  • Вакх – лауреат международного конкурса О. Сабирова
  • Главк – Ю. Почкалова
  • Селен – В. Белявицер
  • Арион – В. Филатова

 

Информационные партнеры

Госуслуги