27 октября (воскресенье) в 17:00

Купить билет

Кармина Бурана

«Кармина Бурана» Карл Орф
Музыкально-хореографическая мистерия в двух действиях
В спектакле использована музыка Георга Фридриха Генделя и Вольфганга Амадея Моцарта

Композитор Карл Орф называл свое сочинение праздником победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского. Название «Кармина Бурана» («Carmina Burana») означает по-латыни «Песни Бойерна». Оригинальный манускрипт сборника («Codex Buranus») был найден в 1803 г. в бенедиктинском монастыре Бойерн на территории современной Баварии. Он был датирован 1300-м годом и содержал множество текстов, написанных вагантами – странствующими певцами и поэтами. Средневековый монастырский песенник, случайно попавший в руки учителю музыки Карлу Орфу, пережил несколько изданий, одно из которых называлось «Вино, женщины и песни». Название в общих чертах определяет содержание напечатанных в нем песен, тексты которых написаны на латыни, старонемецком и старофранцузском языках. Это лирические любовные серенады и романсы, застольные песни, веселые пародии. Орф оставил в неприкосновенности оригинальные тексты, выбрав 24 стихотворения. Жанр своего произведения композитор определил как «Светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене».

Первое исполнение кантаты «Кармина Бурана» в 1937 году произвело фурор. После премьеры композитор сообщил своему издателю: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений».

Режиссер-постановщик Александр Зверев, дирижер-постановщик Сергей Гринев и балетмейстер-постановщик Татьяна Ерохина создали оригинальный философский спектакль, психологическую кантату-фантазию, навеянную «песнями Бойерна», музыкой Орфа, Генделя и Моцарта. Основным философским стержнем многогранной и разноплановой по форме и содержанию мистерии является раздумья о переменчивой и могущественной человеческой судьбе, бесконечном многообразии жизни, сменяемости и цикличности поколений, вечном противостоянии добродетели и порока, любви и ненависти, толпы и индивидуальности, земного и божественного.

Содержание спектакля

Сюжетная линия сценической кантаты зыбка и ассоциативна. Абсолютно оригинальную фабулу, созданную постановщиками спектакля, можно представить как фантазии на тему человеческой судьбы.

1 действие

От момента зарождения на небесах жизни маленькой девочки (Героини) ее сопровождает представитель высших сил (Безликий), который является неким небесным куратором, заступником, призванным оберегать ее от зла и невзгод. Душа еще не родившегося ребенка сама выбирает себе родителей из многих пар, пришедших на праздник. Это будет первый выбор, который, по совету Безликого, она сделает сердцем. Выбирать ей придется еще не раз, и не всегда небесный заступник сможет ей в этом помочь.

На примере повзрослевшей Героини, проводившей своих родителей из земной жизни в символическую небесную, древесную сферу, авторы показывают всю сложность, хрупкость и предопределенность человеческого пути. «Древо жизни» на сцене является незыблемым центром всего происходящего, связующим звеном между земным и небесным миром.

Став взрослой, девушка, поддавшись чувству, выбирает своего Героя. Теперь, уже в земной жизни, Безликий не может повлиять на ее выбор. Все идет своим чередом, молодые готовятся к свадьбе. На празднике весны, где люди веселятся и танцуют, появляется Баритон – тот, кто гораздо больше достоин внимания Героини. Он благороден, честен, умен. Его внимание льстит девушке, они танцуют, знакомятся и разлучаются, казалось бы навсегда. И даже Безликий не способен ничего изменить.

В сцене, предшествующей свадьбе, показан обряд обручения, когда девушки надевают венки на своих суженых. Героиня украшает венком голову избранника, тем самым показывая согласие выйти за него замуж. Герой принимает венок, остальные мужчины, в отличие от него – отвергают, выражая свое нежелание жениться. В сцене намечен конфликт, который получит развитие, став едва ли не основным в сюжете.
В таверне, где празднуют свадьбу Герой и Героиня, много гостей. Появляется Баритон, он умен и красив, привлекая всеобщее внимание, он поднимает бокал за счастье молодых. Абсолютной противоположностью Баритону становится Тенор. Он входит в ту же дверь, повторяет движения Баритона, но опустившийся пьяница, слабый, безвольный романтик жалок и гоним всеми. Люди смеются над ним, стараются оскорбить. В это время, заметив, что жених отдалился от невесты, увлекшись другими женщинами, Баритон садится рядом с Героиней. Стараясь показаться сильным, мужественным, он вместе со всеми обижает Тенора, поддерживая толпу в ее желании унизить слабого. Завязавшийся конфликт перерастает в драку. Безликий, который незримо присутствует в таверне, видит все происходящее. Он обязан предотвратить трагедию, оградить Героиню от возможной беды. Необузданная толпа, набросившаяся на Тенора, способна убить ввязавшегося в драку Баритона. А значит, едва зародившемуся чувству между ним и Героиней, грозит опасность. Безликий принимает единственно возможное на тот момент решение – поменять местами двух антиподов: Баритона и Тенора. Тем самым полностью изменив ход событий. Неизбежной трагедией заканчивается первое действие спектакля.

2 действие

Душа Героини в смятении исполняет свой танец. Она пытается сделать очередной выбор – теперь между Героем, который стал ее мужем и Баритоном, ее возлюбленным. Сердце девушки разрывается на части и может не выдержать. Смерть Тенора уже оставила на нем неизгладимый след. Героине сложно удержать жизнь, которая постепенно покидает ее. Лишь старания Безликого возвращают ее к жизни, лишь небесный заступник способен вернуть ее на землю. Для самого Безликого тоже наступают тяжелые времена. Он обязан понести суровое наказание за то, что посмел так дерзко вмешаться в судьбы людей. Поменяв местами двух персонажей, он нарушил ход событий, не принеся счастья никому из них. Звучит знаменитая «Lacrimosa» В.А.Моцарта.

Не подозревая о событиях небесных, люди на земле живут своей жизнью. Герой и Героиня вместе, но счастье так и не пришло в их дом. Он по-прежнему увлечен другими женщинами и пытается вырваться, она все еще надеется его удержать. Баритон, оставшийся в живых ценой фантастического перевоплощения, постепенно меняется. Он становится похожим на Тенора, перенимая все его пороки, над которыми когда-то смеялся. В пьяном забытьи он уже не помнит о женщине, которую любил. Оброненный ею шарф вызывает лишь смутные воспоминания. А появление самой Героини приводит его в смятение, а в итоге и к потере рассудка. Для женщины невыносимо осознание того, что ее возлюбленный изменился до неузнаваемости, она не может оставаться с ним и вынуждена уйти. Безумца ждет судьба всеми гонимого Тенора. Толпа также отторгает его, делает изгоем. Праздник осени, на который попадает Баритон, заканчивается жестокой дракой. Колесо судьбы делает еще один оборот. Все возвращается на круги своя. История повторяется полностью. И опять страдает невинная душа. На этот раз жертвой становится Героиня, пытавшаяся помочь, заслонить собой несчастного. Сердце ее не выдерживает, Безликий не успевает вмешаться. Он лишь поддерживает ее, провожая в вечность, которую символизирует раскидистое древо.

Толпа прощается с Героиней. Люди возлагают цветы. Герой несет яркий букет в память об ушедшей жене Ему навстречу в облике Тенора выходит Баритон с жалким подобием цветов. Неожиданно люди начинают танцевать, ведь жизнь продолжается. Обезумевший Баритон пускается в пляс вместе с ними. Но это танец смерти. Кружась все сильней и сильней, он замечает Героиню, которая пришла, чтобы забрать его с собой, спасти от обиды, унижения, чужой судьбы. Баритон видит ее на фоне все того же дерева, которое готово принять их обоих. Уходя, он выпрямляется и берет ее за руку. Жизнь сделала очередной виток. Все вновь повторилось. Земля и небо, жизнь и смерть, радость и горе, любовь и ненависть неотделимы друг от друга. Имя этому – Вечность, где все возвращается на круги своя.

Действующие лица:

  • Герой
  • Героиня
  • Безликий
  • Тенор
  • Баритон
  • Сопрано (душа Героини)
  • В спектакле заняты артисты хора, Хоровой капеллы, оркестра и балетной труппы театра «Царицынская опера»

Постановочная группа:

  • Дирижер-постановщик – лауреат всероссийского конкурса С. Гринёв
  • Режиссер-постановщик – А. Зверев (Астрахань)
  • Балетмейстер-постановщик – заслуженный работник культуры РФ Т. Ерохина
  • Главный хормейстер – Ю. Панфилов
  • Художник по свету – А. Павлов
  • Художник по костюмам – член Всероссийского союза художников Е. Павловская
Информационные партнеры

Информация