21 ноября (четверг) в 18:30

Купить билет

Князь Игорь

Князь Игорь

Опера в двух действиях
Музыка А.П. Бородина
Либретто А.П. Бородина, В.В. Стасова
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 4 октября 2019 года

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

Интересно, что А.П. Бородин – известный русский композитор, автор двух опер и десятков классических музыкальных произведений, по образованию был химиком и медиком. Параллельно с научной и преподавательской деятельностью, А.П. Бородин работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти – разрыв сердца. Известный факт, что композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после смерти автора. Однако, по мнению многих исследователей, практически вся музыка была создана Бородиным, и всего несколько номеров не оркестровано. Увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, который тесно общался с Александром Порфирьевичем.

Великий русский оперный певец Ф.И. Шаляпин гениально воплотил два образа из «Князя Игоря». Его исполнение партий Галицкого и хана Кончака, в которых в полной мере проявился выдающийся вокальный и актерский талант лучшего баса всех времен и народов, навсегда вошло в золотой фонд мировой оперной классики.

В театре «Царицынская опера» спектакль «Князь Игорь» представлен масштабным эпическим полотном, в оригинальной режиссерской концепции одного из самых талантливых и перспективных молодых режиссеров российского музыкального театра, выпускника ГИТИСа (мастерская Дмитрия Бертмана), дважды лауреата московского Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА» – Павла Сорокина.

Сценография и костюмы созданы художниками театра, членами Союза художников России Еленой Павловской и Георгием Матевосяном. Дирижером постановщиком спектакля выступил главный дирижер театра Сергей Гринев. Балетмейстеры – главный балетмейстер театра Татьяна Ерохина и Светлана Яковлева.

Действующие лица:

  • Игорь Святославич, князь Северский (высокий бас, бас-баритон, баритон)
  • Ярославна, его жена во втором браке (сопрано)
  • Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор)
  • Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас, бас-баритон)
  • Кончак, половецкий хан (бас)
  • Кончаковна, его дочь (контральто)
  • Гзак, половецкий хан (без речей, бас)
  • Овлур, крещёный половчанин (тенор)
  • Ерошка, гудошник (тенор)
  • Скула, гудошник (бас)
  • Половецкая девушка (сопрано)
  • Няня Ярославны (сопрано)
  • русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые

Время действия: 1185 год. Место действия: Путивль, половецкий стан.

«КНЯЗЬ ИГОРЬ»
(вступительное слово режиссера спектакля)

«Слово о полку Игореве» – одно из первых литературных произведений Древней Руси. Именно поэтому опера «Князь Игорь» является для меня, в первую очередь, глубочайшим художественным произведением, и только во вторую – историческим документом. Тем более, что сама космическая музыка великого А. П. Бородина диктует нам непростой драматургически выстроенный психологизм, в особенности это прослеживается в изменении образа самого князя Игоря.

В нашей версии этого грандиозного музыкально-драматического полотна мы сделали попытку вывести фигуру Игоря на первый план. Нам хотелось изучить и проанализировать трансформацию человека от одержимости героическими, как он для себя считает, идеями до крушения всех его идеалов. Главный герой проходит этот тяжёлый путь сквозь сомнения, предательства, боли утрат, чувство вины; понимая, в конце концов, что он, как и все другие, всего лишь человек из плоти и крови.

Совершенно иными нам предстают антагонисты Игоря – половцы. Сцены в Половецком стане становятся в нашем спектакле воплощением необъятной вольной степи, которой не видно конца; олицетворением душевной и духовной свободы. Самым ярким выражением безграничного простора в этой опере, да и, пожалуй, во всём мировом оперном репертуаре, остаётся самая известная сцена «Князя Игоря» – Половецкие песни и пляски.

Время, проведённое Игорем в плену, играет первостепенную роль в переосмыслении им своих гибнущих идеалов. Но, мы знаем, что после разрушения должно наступить возрождение. И наш Игорь к финалу спектакля приходит к осознанию быстротечности времени и неоспоримой значимости человеческой жизни.

Я убеждён, что наш спектакль найдёт отклик в душах волгоградцев, ведь история людей, написанная и описанная А. П. Бородиным, как никогда резонирует с сегодняшними темами, оставаясь при этом космичной. Надеюсь также, что «Князь Игорь» поможет зрителям рассмотреть идеалы гуманизма в своих сердцах.

Павел Сорокин

 

Краткое содержание оперы

Первое действие

ЗНАМЕНИЕ НЕБЕСНОЕ.

Площадь в Путивле. Дружина и рать готовы к выступлению в поход против половцев и ожидают князя Игоря. Народ славит Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Народ видит в наступившей тьме недобрый знак и умоляет князя отложить поход. Но Игоря не пугают дурные предзнаменования. Он остаётся твёрдым в своём решении.

Незаметно из строя выходят два ратника – Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход; её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но Игорь убеждает её не беспокоиться и ждать его с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней в его отсутствие. Уверенный в скорой победе князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

ГИБЕЛЬ ДРУЖИНЫ.

Поле боя. Оно стало последним пристанищем войска Игоря. Князь ранен. Он пытается найти живых людей на «мёртвом поле». Вдруг он узнаёт своего сына Владимира Игоревича среди убитых. Игорь не хочет верить в смерть сына и пытается привести его в чувства.

Появляются половцы. Среди них Кончаковна, дочь хана Кончака. Она возвращает Владимира к жизни магическими заклинаниями.

ДОМА У КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.

Княжеский двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Скула и Ерошка, примкнувшие к его лагерю, веселят всех.
Входит Галицкий. Он бредит властью и богатством и мечтает о том, чтобы занять место Игоря. Во двор вбегают девушки, они просят Галицкого вернуть украденную его приспешниками девушку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам.

Разгулявшиеся пьянчуги во главе со Скулой и Ерошкой замышляют мятеж.

ДОМА У ЯРОСЛАВНЫ. БОЖЬЯ ГРОЗА.

Покои Ярославны. Она охвачена тревогой; уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжелые предчувствия.
Приходят девушки. Они жалуются на Галицкого и его людей и просят Ярославну помочь освободить их подругу. Появляется и сам Галицкий. Княгиня высказывает брату своё неудовольствие его поведением, но он ведёт себя вызывающе и грозится, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

Бояре приносят Ярославне печальные вести: дружина и рать разбиты, Игорь и Владимир в плену. Пользуясь ситуацией, Галицкий объявляет о своей власти на Путивле.

Внезапный звон набатного колокола возвещает о том, что половцы приближаются к городу; начинается пожар. Ярославна полна решимости отстоять Путивль от врага.

Второе действие

В ПЛЕНУ.

Городская стена в Путивле. Ярославна горько плачет, обращаясь к ветру, солнцу и Днепру с мольбой вернуть ей любимого мужа. Ярославна ждет от них ответа – где Игорь и что с ним.

Не спится и князю Игорю, томящемуся в плену половецкого стана. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор и мучительность плена. Трудно смириться с мыслью о погибшей дружине и рати. Теперь эта боль и ответственность за утраченные жизни останется с ним навсегда. Он ищет способы искупить свою вину. Игорь страстно жаждет собрать новую рать, разбить половцев и отомстить им. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга – Ярославну.

Ночь в Половецком стане. Князь Владимир Игоревич разыскивает ту девушку, которая спасла его от смерти. Неведомая сила страсти овладела им. Появляется Кончаковна. Влюблённые пылко и нежно признаются друг другу в любви и мечтают о счастье. Но Владимиру непросто решиться на отречение от веры предков и отца и остаться в Половецком стане с Кончаковной.

Появляется князь Игорь. Крадучись к нему подходит Овлур, влюблённый в Кончаковну половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена вместе с Владимиром. После душащих Игоря сомнений, он всё же соглашается на побег.

Выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его, но с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что как только вырвется из плена, соберёт новых воинов и снова будет воевать с половцами.

БЕГСТВО.

Кончак знает о страстном чувстве между своей дочерью Кончаковной и сыном Игоря Владимиром. Он решает скрепить их узами брака в Половецком стане, тем самым прекратив распри и объединив оба враждующих народа. Чтобы не оставить князю выбора, Кончак приказывает развлечь его пением и плясками. Основной частью плясок становится обряд венчания цветами Кончаковны и Владимира Игоревича.
Понимая, что сын остаётся в Половецком стане, и, не имея возможности что-либо исправить, Игорь в полусознательном состоянии бежит из плена, оставляя Владимира.

ВОЗВРАЩЕНИЕ.

Путивль. Хмельные Скула и Ерошка бездельничают у городской стены. Они отреклись от опального князя Галицкого, но продолжают смеяться над походом князя Игоря. Вдалеке они видят фигуру воина; это Игорь. Опасаясь возмездия от князя, они решают схитрить. Колокольным звоном Скула и Ерошка созывают народ и первыми сообщают радостную весть о возвращении князя.

Встревоженная общим шумом, появляется Ярославна. Она не верит своим глазам. Её молитвы услышаны – любимый Игорь вернулся живым. Народ чествует и величает князя Игоря и готов выступить с новым походом против половцев.

Но мысли Игоря теперь о другом. Вернувшись в тёплые объятия своей Ярославны, он осознал, что нет ничего важнее человеческой жизни и благополучия народа. Он полностью отрекается от своих прежних идеалов. Первые в жизни слёзы проступают в глазах князя Игоря.

Информационные партнеры

Информация