16 и 17 сентября состоялись флешмобы с участием артистов театра "Царицынская опера" в торгово-развлекательных центрах Волгограда
Смотреть фото
Совсем немного времени осталось до главной премьеры сезона - оперы "Богема" Дж. Пуччини.
Подробнее
КУПИТЬ БИЛЕТ




О театре

Ариадна


барочная опера в двух действиях

Музыка: Дж. Ристори

 

Возрастное ограничение: 12+

Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут

 

Что значит барочная опера?

 

Барочная музыка - стиль европейской музыки, приблизительно простирающийся с 1600 до1750 годов. Эта эра началась в искусстве после Ренессанса.

Слово "барокко" происходит от португальского barroco, означающего "деформированный жемчуг" или «раковина», подходящего к характеристике архитектуры того периода. Со временем это слово стало применяться и к музыке.

Барочный стиль отличается обильным использованием украшений в мелодике и необычайной виртуозностью вокальных и инструментальных партий. В эпоху Барокко сформировался музыкальный жанр – опера. Много музыкальных терминов и понятий той эпохи мы используем и сегодня.

В барочных операх главные партии писались для мужчин-кастратов, голоса которых отличались особой высотой, женоподобностью и гибкостью, но при этом имели большую силу и могли исполнять сложные пассажи. Обычно голоса кастратов — это сопрано и контральто. В наше время эти партии исполняются женщинами или контр-тенорами.

 

История создания

 

Сюжет оперы был заимствован из греческой мифологии. Основная канва сюжета – миф об Ариадне и Вакхе. Композитор ввёл в него и миф об Арионе. В опере рассказывается о том, как бог земледелия и виноделия Дионис (Вакх) встретил на острове Наксос Ариадну, полюбил её и взял в жёны.

Композитор не использует часть мифа об Ариадне и Тезее. Он начал своё повествование со страданий покинутой своим возлюбленным девушки на острове Наксос.

Большая часть сочинений Джованни Альберто Ристори сгорела при пожаре в 1760 г. и погибла в 1945 г. при бомбардировке Дрездена. Однако в результате тщательного изучения целых гор архивного материала в фондах библиотек среди сотен барочных имен, мало что говорящих даже специалистам, постановщиками – Ириной Васильевой и Ларисой Габитовой был найден и адаптирован для современной сцены редкий экземпляр  манускрипта оперы «Ариадна». Её концертное исполнение было осуществлено в октябре 2012 года на сцене легендарной Государственной академической капеллы имени М. Глинки в Санкт-Петербурге при поддержке концертного агентства  «HAGEN MG».

Ценность находки этого манускрипта подчеркивается тем обстоятельством, что с имени Джованни Альберто Ристори начинается история комической итальянской оперы в России. Именно труппу отца композитора пригласила ко двору императрица Анна Иоанновна для участия в торжествах по случаю своей коронации, где была исполнена опера Джованни Альберто Ристори «Каландро».

Уникальность постановки оперы «Ариадна» в Волгограде заключается в том, что в отличие от Санкт-Петербурга, у нас -- впервые в России и в мире! -- поставлена как полноформатный оперный спектакль с красивыми декорациями, реквизитом, костюмами…

В спектакль включены подлинные танцы эпохи Людовика XIV.

Санкт-Петрербург, а вслед за ним и Волгоград осуществлением постановки неизвестной оперы Ристори прокладывают мост исторического барочного искусства «Россия – Европа».

Премьерой 22 и 23 мая 2013 года оперы «Ариадна», поставленной по старинному манускрипту, найденному в Дрездене, «Царицынская опера» вносит свой вклад в укрепление культурных связей с Германией в Год Германии в России.

«Царицынская опера», по мнению постановщиков «Ариадны», -- идеальный барочный театр как по своему внутреннему убранству, так и по акустике.

Опера «Ариадна» исполняется на итальянском языке с диалогами на русском.

 

Краткое содержание

 

Действие первое

 

На острове Наксос страдает покинутая Тезеем Ариадна. Безуспешно её пытаются развеселить речные боги Климена и Главк. Ни танцы, ни сокровища – ничто не помогает безутешной принцессе.

«Оставьте меня одну оплакивать моё горе и умереть», -- поёт она в своей арии. Напрасно пророчествует Главк о прекрасном боге, который возьмёт её в жёны.

Слышится прекрасное пение, и изумлённые боги видят прекрасного юношу, скользящего по морской глади на спине дельфина. «Кто ты такой?», -- вопрошают они, -- «Даже дельфины подчиняются тебе!». Отвечает им юноша: «Я – певец с острова Лесбос. Арион – моё имя». И рассказывает печальную историю о том, как коварные матросы, соблазнившиеся призами, выигранными им на певческом состязании, решили убить его и утопить в море. Он попросил их исполнить его последнее желание и спел прекрасную песню, аккомпанируя себе на арфе. И зачарованный пением дельфин спас его – вынес на своей спине на берег. Климена и Главк просят Ариона спеть для Ариадны.

Приближается корабль, входит в бухту, и на берег сходят матросы, сатиры и их предводитель Силен. Он рассказывает Климене о том, что они – путешественники, предводитель их – Вакх. После рассказа о невероятных приключениях в Индии Силен просит у нимфы разрешения отдохнуть на острове, запастись водой и отправиться дальше, в Фивы.

Появляется Вакх. Он рассказывает Силену, что, бродя по острову, увидел прекрасную спящую девушку и полюбил её. Вакх просит Силена задержаться на острове. Обрадованная команда корабля сопровождает это событие бурными танцами.

 

Действие второе

 

Главк и Климена представляют опечаленной Ариадне Ариона. И, убаюканная его пением, она засыпает. Нимфы и нереиды танцуют медленный танец.

Тем временем Вакх готовится к сватовству. Он просит Силена принести все сокровища, какие только есть на корабле, и преподнести их Ариадне. Раздосадованный Силен отказывает ему. Он решает расстроить предстоящую свадьбу.

Пробуждается Ариадна. Ей приснился во сне прекрасный юноша-полубог, который берёт её в жёны. Но наяву она видит волосатую руку Силена. В ужасе она кричит, призывая на помощь. Силен снова погружает её в сон. Прибежавший на крики Главк видит спящую девушку. Он с яростью набрасывается на своего соперника.

Прибежавшие матросы связывают Главка. В своей арии Силен противопоставляет мукам любви прекрасные вина и веселье, которое они дарят.

Появляется Вакх. Ариадне нравится красивый юноша, и она почти забыла предавшего её Тезея. По знаку Вакха на острове вырастают виноградные лозы. Арион зовёт Климену и рассказывает о пленённом Главке. По просьбе Ариадны Вакх освобождает Главка.

Все боги готовятся к свадьбе Вакха и Ариадны. Танцем нимф, моряков и сатиров открывается бал. Все герои славят прекрасного императора Августа III Саксонского в день его рождения.

 

Действующие лица и исполнители:

 

Ариадна

З.а. РФ А. Девяткина

Климена

З.а. РФ Е. Барышева

Вакх

лаур. межд. конк. Н. Сердюк (Мариинский театр)

лаур. межд. конк. О. Сабирова

Главк

Ю. Почкалова

Селен

А. Никитин (Мариинский театр)

А. Бублик

Арион

В. Соловьева