Внимание! Балетный дивертисмент "Adagio de l`amore", запланированный к показу 25.11.2017г. заменен на балет "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Приносим свои извинения!

24 ноября - опера П.И. Чайковского «Иоланта» зазвучит по-новому «Иоланта». Перезагрузка.
Подробнее
26 ноября - 12:00 "Домик тетушки Марты" сказка Т. Скляровой в исполнении Детского симфонического оркестра под руководством С. Гринева
Подробнее








О театре

Царская невеста


«Царская невеста»

опера в двух действиях

Музыка: Н.А. Римского-Корсакова

Либретто: И.Тюменева (по драме Л. Мея )

Возрастное ограничение: 12+

Продолжительность спектакля: 2 часа 45 минут

В основу сюжета легла история, рассказывающая о трагической судьбе Марфы Собакиной – третьей жены Ивана Грозного. Прекрасную купеческую дочь монарх лично выбрал из тысяч самых красивых девушек России. Роковое замужество не принесло счастья ни самой Марфе, ни ее семье. Разлученная со своим возлюбленным, боярином Иваном Лыковым, Марфа лишается рассудка, принимая за бывшего жениха тайно влюбленного в нее опричника Григория Грязного. Причиной смерти царицы стало зелье знахаря Бомелия, добытое любовницей Грязного Любашей.

Несмотря на трагизм и накал страстей, это опера о любви — горячей, опаляющей и сжигающей все вокруг себя, о русской душе, в недрах которой всегда останется место для чистоты, жертвенности и милосердия.

Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года. 

Действие первое:

«Пирушка» 

Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина — красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа уже просватана за боярина Ивана Сергеевича Лыкова. Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтоб отвлечься от неотступных дум о Марфе. Собираются гости. Среди них — Малюта Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мед и брагу. Но близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце. Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного — Любаша. Ее душат слезы; она умоляет Грязного не оставлять ее. Ведь он один у нее на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит. Любаша оскорблена: «Ох, отыщу же я твою колдунью, — гневно восклицает она, — и от тебя ее отворожу!..».

 «Приворотное зелье» 

Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша. Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и любит с детства. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них — Иван Грозный — долго и пристально смотрит на Марфу. Марфа не узнает царя, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе. К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью». В награду она обещает ему все свои

драгоценности. Но лекарь хочет получить в обмен на зелье любовь девушки. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеется... О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? — кричит она Бомелию. — Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя». 

Действие второе:

«Дружно» 

Тревожно в доме Собакиных: Марфу позвали на царские смотрины. Неужели не бывать ее свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери — Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они. Царь долго говорил с Дуняшей, — рассказывает Сабурова, — а на Марфу только раз взглянул. Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту — ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что царь выбрал в жены Марфу.

 «Невеста» 

Чахнет в царском тереме Марфа. Странный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил злодея. Марфа лишается чувств, рассудок ее мутится. Все случившееся представляется ей тяжелым сном. Грязного она принимает за Лыкова. Не в силах дольше скрывать свое преступление, Грязной признается, что оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя. Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною!..— восклицает она. — Я зелье подменила, а ты его моей разлучнице поднес!» Грязной убивает Любашу. Опричники уводят Грязного, а вслед ему несутся слова безумной Марфы: «Приди же завтра, Ваня!».

История создания:

 В 1849 году драматург Лев Мей (1822–1862) написал «Царскую невесту», пьесу, основанную на реальных событиях эпохи царствования Ивана Грозного. Позже, в 1868 году друг и соратник Н. А. Римского–Корсакова – М. А.Балакирев обратил внимание композитора на произведение Мея. Однако, к работе над одноименной оперой Римский-Корсаков приступил спустя лишь 30 лет, начав работу в феврале 1898 года, и завершив ее через десять месяц. Первое исполнение оперы состоялось осенью 1899 года в Москве, в частном театре, принадлежавшем промышленнику и меценату Савве Мамонтову.

Выдающиеся музыкальные качества оперы «Царская невеста» сделали ее одним из самых любимых спектаклей, присутствующих в репертуаре практически каждого оперного театра.

Постановка спектакля в «Царицынской опере» - это второе обращение в истории театра к одному из самых известных и востребованных русских оперных шедевров. Реконструкцию «Царской невесты, появившегося в афише волгоградского театра еще в 2001 году, осуществил режиссер, заслуженный деятель искусств Иркин Габитов (Мариинский театр, Санкт-Петербург)

Действующие лица:

Василий Степанович Собакин, новгородский купец —

Марфа, его дочь —

Григорий Григорьевич Грязной, опричник —

Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник —

Боярин Иван Сергеевич Лыков —

Любаша, любовница Грязного —

Елисей Бомелий, царский лекарь —

Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена —

Дуняша, её дочь, подруга Марфы —

Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ

Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ И.А. Габитов

Костюмы — лауреат Государственной премии Волгоградской области, член Союза художников России Е.М.Павловская

Сценография— член Союза художников России Г.Г.Матевосян