Прием «Театр в театре» применят в «Иоланте»

Прием «Театр в театре» применят в «Иоланте»

Репетиции премьерного спектакля «Иоланта» П.И. Чайковского в «Царицынской опере» идут в интенсивном режиме. Оригинальная постановка главного режиссера театра Михаила Косилкина приблизит зрителей к современности, одновременно сохраняя исторический колорит оперы, созданной почти полтора века назад. Премьера состоится 16 и 17 октября.

Опера «Иоланта» считается наиболее радужным и безмятежным сочинением автора. «Иоланта» – последнее произведение П.И. Чайковского, великого реформатора в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме». Композитор разворачивает оперу от завоеваний психологической драмы в лирический символизм. История прозревающей принцессы, не ведающей о своей слепоте – прославление внутренней красоты и духовного просветления, как вершины человеческого существования.

– В постановке нашего театра что-то может показаться экстремальным, – отметил Михаил Косилкин. – Идея объединения современности и исторической жанровой, стилевой аутентичности в одном сценическом пространстве опирается на интересный и действенный приём – «Театр в театре». В преддверии оперы в лёгкой, шутливой форме актёрами-менестрелями будет разыграна оригинальная интермедия, состоящая из нескольких вокальных, музыкальных и хореографических миниатюр, что создаст необходимую атмосферу последующему сценическому действию. Затем, в этом же стиле площадного театра будет разыграна и сама история Иоланты. Основное действо – опера П.И. Чайковского «Иоланта», будет представлена классической по форме и содержанию, без купюр в музыкальном материале. На пике действия, в момент прозрения Иоланты в музыкальную партитуру нами добавлена «Херувимская песня» П.И. Чайковского – этот приём позволяет подчеркнуть мистицизм и сакральную проекцию факта прозрения Иоланты.

Место действия постановки – старинный замок в наше время. В середине амфитеатра, на подиуме бродячие актёры и музыканты разыгрывают истории, произошедшие в ХV веке во французском Провансе, в старинном родовом замке короля Рене. Сценическое воплощение оперы решено в стиле шекспировского площадного театра, сочетающего в себе классические сказочные костюмы героев истории об Иоланте и простые, аутентичные предметы антуража и реквизита в стиле минимализма. Четкое временное разделение между артистами и зрителями, между темной и светлой зоной сценического пространства наглядно подчеркивает светлое и темное начало нашего мира. В постановке подчеркнуто то, что чудо исцеления главной героини, как любовь и благополучное разрешение ситуации со свадьбой определяется авторами оперы как божественное провидение, а не простая, бытовая, история.

По словам художника-постановщика Георгия Матевосяна, в спектакле задействовано много металлических конструкций, которые эффектно задрапированы легкими, воздушными тканями и элементами декора. Основное действие происходит на станке, который выше уровня сцены и тем самым визуально выделен. Главный художник театра Елена Павловская отметила, что за основу сценического воплощения взята пастельная цветовая гамма и характерные черты средневекового костюма. Вся история Иоланты и ее окружения «окрашена» в серо-жемчужные с оттенком золота тона, ткани наподобие мозаики собраны из фрагментов разных фактур. Артисты бродячего театра петух, козёл и баран одеты в яркие костюмы и композиционно акцентированы. Отец Иоланты король Рене намеренно носит агрессивный по фактуре и цвету костюм, который с одной стороны символизирует его жестокость, с другой стороны его любовь и желание оградить слепую дочь от всего мира.

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»