Ожидание; Человеческий голос

Ожидание; Человеческий голос

Монооперы М. Таривердиев ; Ф. Пуленк
«Ожидание» (I отделение); «Человеческий голос» (II отделение)
Возрастное ограничение 12+

«Две монооперы для женских голосов Таривердиева и Пуленка — это настоящие гимны Женщине, воспевающие текстами Жана Кокто и Роберта Рождественского все глубины и тончайшие нюансы внутреннего женского мира. В них — вся палитра эмоций: от кротости и застенчивой нежности до истерики, от кокетства до отчаянной жертвенности, не знающей границ».

Художественный руководитель театра «Царицынская опера» Антон Лубченко.

 

«Человеческий голос» (фр. «La voix humaine») — одноактная моноопера крупнейшего западного композитора ХХ века Франсиса Пуленка, входившего вместе с Артюром Онеггером, Дариушем Мийо, и другими композиторами в состав так называемой «французской шестёрки».

Либретто принадлежит перу классика французской литературы Жану Кокто, создавшего текст оперы на основе своей пьесы, написанной 1932 году. Премьера оперы состоялась в Париже, в театре Опера-Комик 6 февраля 1959 года.

Вся опера представляет собой невероятный по накалу эмоций телефонный разговор влюблённой женщины, оставленной своим возлюбленным ради другой. В напряженном монологе героини, в ее отрывистых фразах, словах, жестах — страх, радость и боль, надежда и отчаяние. Авторам удалось в 45 минут уместить глубокое исследование человеческой души, целую судьбу с ее прошлым, настоящим и будущим.

Сюжет вне времени, написанный в середине прошлого века, стал невероятно популярным у режиссеров, работающих в самых разных жанрах: от драмы до кинематографа. Так, в 2020 году на экраны вышла очередная киноверсия пьесы — фильм Педро Альмодовара.

Среди исполнительниц этой оперы немало известных имён: Дениз Дюваль, в расчете на которую опера и была написана, Джесси Норман, Галина Вишневская. В «Царицынской опере» «Человеческий голос» прозвучит в исполнении заслуженной артистки России Анны Девяткиной.

Моноопера «Ожидание» Микаэла Таривердиева создана по поэме Роберта Рождественского в 1982 году. Сам композитор не скрывал, что написана она под впечатлением от «Человеческого голоса» Франсиса Пуленка и является своеобразным диалогом с французским классиком.

Как и в опере Пуленка, героиня «Ожидания» — влюблённая женщина, переживающая своё одиночество. Как и у Пуленка, монолог женщины — именно такой подзаголовок дал своей поэме Рождественский — длится около 40 минут, а героиня успевает пережить весь спектр эмоций: от робких сомнений до полного отчаяния.

Музыка Таривердиева с предельной степенью откровенности создает картину мучительного ожидания, где за жаждой любви таится тоска, одиночество и светлая надежда на счастье.

Премьера состоялась 26 октября 1985 года в Москве, в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского. Произведение было написано специально «в расчете на уникальный талант» солистки театра Марии Лемешевой — дочери легендарного советского тенора Сергея Лемешева, первой исполнительницы этой партитуры.

В «Царицынской опере» вокальную партию представит заслуженная артистка России Анна Девяткина.

Исполнение оперы «Ожидание» будет посвящено 90-летию со дня рождения Микаэла Таривердиева.

За дирижерским пультом выступит художественный руководитель театра, маэстро Антон Лубченко.

Информационные партнеры

Информация