Иоланта

Иоланта

Опера «Иоланта» впервые была исполнена в один вечер с балетом «Щелкунчик» 6 декабря 1892 года. Сюжет её взят из драмы Генрика Герца «Дочь короля Рене» и переработан дважды – писателем Владимиром Зотовым для стиля московской сцены и Модестом Чайковским уже как либретто. Сама поэма, проникнутая духом мистицизма, совпала с настроениями европейского общества 1880-1890-х годов, но, в отличие от мрачной «Пиковой Дамы», где любая светлая надежда обречена на гибель с самого начала, «Иоланта», начавшись с трагических обстоятельств, приходит к радостному финалу. Как и в Щелкунчике, как и в святочных рассказах, здесь есть момент назидания. Конечно, он родился из куда более сложной философии, чем «Щелкунчик», но подан так, что может дойти до каждого сердца. В музыке заключена идея движения от мрака незнания к свету познания, в словах персонажей – следы идей Спинозы о единстве всего сущего, а в музыке – ответ Вагнеру, его музыкальной эстетике и прокладывание новых путей, вдохновивших и Дебюсси, и Стравинского.

В интервью, которое вышло в вечер премьеры в «Петербургской газете», Чайковский говорил о том, что хочет бросить писать для музыкального театра и сосредоточиться в области инструментальной музыки – в первую очередь, симфоний и квартетов. И действительно, в музыке «Иоланты» нет привычной для романтической оперы дробности. Действие разворачивается стремительно и избавлено от всего лишнего, даже небольшие партии выписаны ярко и поставлены на службу общей задаче: привести всех героев к счастью и свету, а сама опера – пожалуй, является в мире единственной, где ни одного отрицательного персонажа.

Концертное исполнение оперы «Иоланта» станет первым выступлением нового художественного руководителя театра Антона Лубченко в качестве дирижёра на сцене «Царицынской оперы», а вместе с ним в вечере примут участие лучшие силы театра, такие солисты как Юлия Кучина-Патричелли, Алексей Шапошников, Игорь Тормосин, Николай Черепанов, Руслан Сигбатулин, Наталья Филиппова и другие.

Информационные партнеры

Информация