Истоки волгоградской оперной традиции восходят еще к царицынскому периоду истории города. В 1907 году купец 2-й гильдии и меценат, владелец известного в России горчичного завода Владимир Миллер, построивший на берегу Царицы, в районе нынешнего Детского центра, каменный театр «Конкордия», открыл в нем первый оперный сезон. После революции в «Конкордии» по-прежнему шли музыкальные спектакли, в 30-е годы на ее базе был создан Сталинградский театр оперетты, в репертуаре которого были и оперы. Но война прервала миллеровский период в музыкальной истории города. Театр «Конкордия» был разрушен, и опера надолго исчезла с городских подмостков.

Попытка возвращения оперы на волгоградскую сцену была предпринята только через пятьдесят с лишним лет, в начале 90-х гг. Появилась идея создать коллектив, работающий полностью на контрактной основе: оркестр, хор, солисты, режиссер, художник и т.д. Инициативу приехавшего в то время в город известного симфонического и театрального дирижера Вадима Венедиктова, поддержали Народный артист РСФСР Эдуард Серов (художественный руководитель и главный дирижёр Волгоградского академического симфонического оркестра), Александр Величкин (тогда – председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области) и занимавший пост главы Администрации Волгоградской области, Иван Шабунин. Несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию в стране и регионе, для реализации экспериментального, уникальный на тот момент проекта «Волгоградская оперная антреприза» нашлись средства, талантливые творческие люди и государственная поддержка.

В 1992 году все необходимые документы были оформлены и «Волгоградская оперная антреприза» приступила к репетициям. Этот год и стоит считать началом отсчета новой оперной истории Волгограда. 21 февраля 1993 года на сцене Центрального концертного зала состоялась премьера первого в Волгограде оперного спектакля – «Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини в постановке дирижера Вадима Венедиктова и приглашенного главного режиссера Казанского оперного театра Валерия Раку. Партию Чио-Чио-Сан спела, перешедшая в антрепризу из Театра музыкальной комедии, известная вокалистка Татьяна Тесля.

В музыкальной истории Царицына-Сталинграда-Волгограда начался новый культурный виток – он снова стал оперным городом. Горожане приняли премьеру с восторгом, десять спектаклей подряд прошли при полных аншлагах.

С 1993 по 1998 годы художественным руководителем и главным дирижером антрепризы был заслуженный деятель искусств РСФСР Вадим Венедиктов. Под его руководством были поставлены оперы «Чио-Чио-Сан» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» П.И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сельская честь» П. Масканьи, «Кармен» Ж. Бизе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Народный артист РСФСР Эдуард Серов в творческом тандеме с московским режиссером Ольгой Ивановой стал дирижером-постановщиком оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В сотрудничестве с известными российскими и зарубежными балетмейстерами осуществлена постановка одноактных балетов «Видение розы» К.М. фон Вебера, «Кармен-сюита» Ж.Бизе, Р.Щедрина, «Болеро» М. Равеля и многие другие.

В этот период театр сотрудничал с такими известными оперными режиссерами, как Валерий Раку и Юрий Петров (Москва), Вадим Милков (Санкт-Петербург), Владимир Курочкин (Пермь). На протяжении девяти лет директором Волгоградской оперной Антрепризы был Юрий Пятаков, под его руководством в 1999 году было достигнуто соглашение о сотрудничестве с Московским государственным театром «Геликон-опера». Результатом которого стала постановка в Волгограде оперы «Травиата» Дж. Верди, перенесенной со сцены московской «Геликон-оперы» ее художественным руководителем, известным режиссером Дмитрием Бертманом. Волгоградским зрителем этот спектакль был принят горячо и восторженно. Большой эффект произвела поставленная в 2001 году режиссером Сергеем Куницей оперы Дж. «Верди» «Риголетто». Позже, в 2003 году на волгоградской сцене появляется «Пиковая дама» П.И.Чайковского в постановке молодого режиссера Константина Балакина. Все эти спектакли были с восторгом приняты и критикой, и волгоградским зрителем.

Десятый юбилейный сезон Волгоградской оперной антрепризы завершился приглашением в Волгоград звезд оперного искусства – Любови Казарновской и Зураба Соткилавы.

Все годы существования антрепризы спектакли проходили на различных сценических площадках, в том числе и на сцене Центрального концертного зала, для репетиций использовались различные городские помещения. Остро стоял вопрос о собственном здании, имеющем достойную сцену, зрительный и репетиционные залы, необходимые площади для работы производственных и технических цехов.

6 февраля 2004 года был изменен статус театра, и началась его новейшая история. Ему было дано новое название: Волгоградский государственный театр «Царицынская опера». Директором стал известный волгоградский композитор и предприниматель Владимир Федерас. Театру было отдано обладающее уникальными акустическими характеристиками здание бывшего Дворца культуры имени Ленина, построенное в 1956 году знаменитым архитектором Корнфельдом в стиле сталинского ампира. Этот стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко. Однако первая премьера театра «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова была сыграна по-прежнему на сцене Центрального концертного зала, так приобретенное здание требовало значительного ремонта и переоснащения. Первым режиссёром-постановщиком нового театра стал режиссёр Большого театра Михаил Панджавидзе. Впервые за всю историю театрального Волгограда были использованы новые технологии: видеопроекция отдельных персонажей на декорации спектакля.

В сезон 2005-2006 года подготовлена спектакль премьера оперы А.С. Даргомыжского «Русалка», которая состоялась 11 ноября 2005 года. Здесь компьютерные технологии полностью заменили декорации. Спектакль стал событием в культурной жизни города, заставив говорить о себе и вызвав бурную полемику в СМИ.

С января 2006 года в штатное расписание театра введена должность художественного руководителя. Ее занял Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С. Даргомыжского «Русалка». С его приходом театр отказался от арендных площадок и стал играть спектакли на своей сцене. В этом же сезоне были подготовлены два спектакля, адресованные детской аудитории – оперы Э.С. Колмановского «Белоснежка» и М.А.Минкова «Волшебная музыка». Для взрослой публики в репертуаре появилась опера-зингшпиль «Директор театра» В.А.Моцарта с новым оригинальным текстом, а также первый балет нового театра «Барышня и Хулиган» Д. Д.Шостаковича.

Благодаря проведенному ремонту, здание театра постепенно становилось все более пригодным для эксплуатации. Было отремонтировано фойе – колонный зал, полностью заменено отопление, открыто театральное кафе и камерный зал, расширена оркестровая яма. Однако оставался целый ряд проблем, решать которые предстояло в будущем. Репертуарная политика так же претерпела изменения: руководством театра было принято решение о плановой замене старых постановок оперной антрепризы на новые, не меняя при этом названий.

Очередной сезон театр открыл 13 октября 2006 года уже в своем здании новой сценической версией оперы П.И.Чайковского «Иоланта».

Последующие полтора года часть спектаклей театр был вынужден показывать на выездных площадках. «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Аида» Дж.Верди, балеты «Барышня и Хулиган» Д.Д.Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно требовали гораздо лучших условий и оснащения, чем те, которыми на тот момент располагал театр. Постепенно проводилась реконструкция и реставрация здания: увеличивалось пространство сцены, улучшалось ее техническое оснащение, приобреталось компьютерное оборудование для современного оформления оперных и балетных спектаклей.

С 2006 года началось активное сотрудничество «Царицынской оперы» с творческим и художественным составом Государственного Академического Большого театра Российской Федерации. Для участия в спектаклях приглашаются солисты из оперных театров Москвы, Казани, Уфы, Саратова: Заслуженный артист России Вячеслав Почапский, Николай Казанский, Екатерина Головлева (ГАБТ, Москва), Николай Решетняк («Новая опера», Москва), Владимир Копытов (Уфа), Олег Мачин (Казань), Александр Багмат, Владимир Верин. С труппой «Царицынской оперы» охотно работают режиссеры-постановщики: Михаил Панджавидзе, Игорь Ушаков, Олег Найденышев, Владислав Капп, Елена Александрова (Москва); дирижеры-постановщики: заслуженный артист России Михаил Аркадьев, Михаил Грановский (Москва), Юрий Кочнев (Саратов). Волгоградские солисты – Заслуженные артисты России Наталия Семенова, Николай Черепанов, Анна Девяткина, Елена Барышева не уступают в мастерстве оперным певцам из других городов. В течение нескольких лет коллективом театра подготовлены оперы: «Директор театра» В.А.Моцарта, «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини, «Аида» Дж. Верди, «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Русалка» А.С. Даргомыжского, балеты «Барышня и хулиган» Д.Д.Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «Аполлон Мусагет» И.Ф.Стравинского, «Жизель» А. Адана.

В 2011 году Министерство культуры Волгоградской области поставило задачу сделать театр репертуарным. Директором театра был назначен заслуженный работник культуры РФ Владимир Божков, а художественное руководство возглавил Михаил Романовский. Театр впервые за свою историю запланировал жёсткий репертуарный план на сезон. В декабре 2011 года осуществлена постановка оперы Дж. Пуччини «Тоска». Над ней работала творческая группа Мариинского театра Санкт-Петербурга: режиссер Иркин Габитов, дирижер Фабио Мастранжело и художник Вячеслав Окунев. К этому времени была поставлена и решена задача создания штатного оркестра театра «Царицынская опера».

В июне 2012 года очередной театральный сезон был триумфально закрыт премьерой третьей по счёту версии оперы Ж. Бизе «Кармен». Постановщиком спектакля стал режиссер Геннадий Козин.

Оркестр театра под руководством его главного дирижера Юрия Ильинова и группа ведущих солистов «Царицынской оперы» летом 2012 года побывали на гастролях в Дагестане, где приняли участие в V Международном музыкальном фестивале «Порт-Петровские Ассамблеи», который проходил в столице Дагестана – г. Махачкале. Фестиваль проводился в рамках мероприятий программы «Культурная Олимпиада «Сочи 2014». Год музыки».

Премьерой нового театрального сезона 30 ноября 2012 года стала опера В. А. Моцарта «Così fan tutte» – «Так поступают все женщины», которая в «Царицынской опере» идёт под названием «Школа любви». Поставил спектакль режиссёр Мариинского театра Иркин Габитов, дирижёр-постановщик – Владимир Стачинский, балетмейстер-постановщик – Владимир Романовский из Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга.

Ежегодно в мае театр проводит международный фестиваль искусств «Оперный альянс».

Гости фестиваля – знаменитые оперные исполнители и музыканты, такие как дирижёр – заслуженный артист России Константин Орбелян, известный во всём мире своими концертными проектами с замечательными вокалистами – Дмитрием Хворостовским, Анной Нетребко, Рене Флеминг, Сондрой Радвановски.

Событием фестиваля «Оперный альянс» в 2013 стала мировая премьера барочной оперы Дж. Ристори «Ариадна», музыку которой восстановили музыканты Мариинского театра по манускриптам архива Дрезденской библиотеки.

В рамках фестиваля был реализован проект «Искусство без границ» при содействии Информационного Агентства «Турне» и посольства США в Москве. В нем участвовали солисты Lindeman Young Artist Programm при «Метрополитен Опера» Джон Мур, Марина и Джинджер Коста-Джексон. Педагог-коуч театра «Метрополитен Опера» Ховард Уоткинс провёл мастер класс, а гала-концертом фестиваля дирижировали заслуженный артист РФ Константин Орбелян и ассистент главного дирижёра «Метрополитен Опера» Хорхе Пароди.

С апреля 2013 года в течение нескольких лет Константин Орбелян был генеральным продюсером и приглашённым музыкальным руководителем Волгоградского государственного театра «Царицынская опера».

15 ноября 2013 года состоялась премьера новой сценической версии оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной режиссёром Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченченко Людмилой Налётовой. В план работы театра на этот сезон вошли также постановки опер В. А.Моцарта «Свадьба Фигаро» и балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

23 мая 2014 года «Царицынская опера» состоялась премьера величайшего балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Балетмейстер-постановщик спектакля – заслуженный работник культуры РФ Т. Ерохина, сценография – художника-постановщика Г.Матевосяна, костюмы – главного художника театра, лауреата Государственной премии Волгоградской области, член Союза художников России Е. Павловской.

А накануне нового 2015 года волгоградцы увидели на сцене театра премьеру оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова. Спектакль, поставленный в Волгограде в 2001 году знаменитым оперным режиссером Дмитрием Бертманом, был восстановлен заслуженным деятелем искусств РФ, режиссером Мариинского театра Иркином Габитовым. Многие ключевые партии он доверил молодым актерам, благодаря чему спектакль заиграл новыми яркими красками.

В подарок к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 5 мая 2015 года артисты театра показали спектакль «А зори здесь тихие», по мотивам одноименной оперы Кирилла Молчанова.

Все годы существования театра здесь не забывают и о самых маленьких зрителях. Появились спектакли «Волшебная музыка», «Новогодний бал игрушек», «Тайна волшебных нот», «Чудеса в новогоднюю ночь». В июне 2015 года режиссером Денисом Постоевым был создан спектакль «Муха-цокотуха» по мотивам оперы Михаила Красева. В 2016 году в репертуаре театра появилась музыкальная сказка «Красная шапочка» советского композитора Михаила Раухвергера.

В 2015 году директором театра назначен Леонид Пикман – профессиональный финансист, руководитель, за плечами которого сконцентрирован огромный опыт работы на ключевых региональных и федеральных позициях. Приоритетными задачами его деятельности стали реконструкция здания «Царицынской оперы», ремонт помещений, благоустройство территории, комфорт и безопасность зрителей, артистов и технических сотрудников. Благодаря его усилиям при спонсорской поддержке полностью реконструированы Камерный зал и Колонное фойе, модернизировано техническое оснащение.

27 апреля 2016 года состоялась долгожданная премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Поставленный на средства Гранта губернатора Волгоградской области главным балетмейстером театра Татьяной Ерохиной, спектакль заслужил признание и любовь зрителей всех возрастов. Балетная труппа театра удостоена особого внимания волгоградского зрителя, также, как и ее бессменный руководитель, главный балетмейстер театра, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Татьяна Ерохина.

Хоровой коллектив театра под руководством главного хормейстера Юрия Панфилова заслужил искреннее признание публики. Долгие годы с театром сотрудничают известные волгоградские художники: Лауреаты Государственной премии Волгоградской области, члены Союза художников России Елена Павловская и Георгий Матевосян. Их авторству принадлежит сценическое оформление большинства репертуарных проектов «Царицынской оперы».

Весна 2016 года порадовала зрителей появлением на сцене «Царицынской оперы» необычного яркого и зрелищного проекта – театрализованного концерта «Verdi. Passione. Верди. Страсть» в постановке режиссера Константина Балакина (Казань).

А новый сезон 2016-2017 театр открыл грандиозной премьерой оперы Дж. Верди «Травиата» в постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Раку.

Творческую эстафету руководства оркестром принял новый главный дирижер театра Сергей Гринев.

Художественный руководителем театра стал Заслуженный артист России Николай Черепанов, прошедший вместе с коллективом нелегкий путь его становления и развития практически со дня основания. Главной своей задачей он считает – сохранить и приумножить престиж и традиции волгоградской оперной сцены; творческий коллектив, созданный и воспитанный годами напряженной работы.

Театральный сезон 2016-2017 стал для театра юбилейным. «Четверть века с вами» – концерт с таким названием в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Ричардаса Пинтвериса стал этапным событием в жизни театра, своеобразным подведением итогов 25-летней работы.

К своему юбилею театр «Царицынская опера» подошел в статусе наиболее успешного и динамично развивающегося музыкального театра Волгоградской области. Современную культурную жизнь Волгограда без «Царицынской оперы» представить уже невозможно! В текущем репертуаре такие шедевры, как «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Кармен» Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Школа любви» В.А.Моцарта, «Ариадна» Дж. Ристори, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Травиата» Дж. Верди, «А зори здесь тихие» К. Молчанова. Театр гордится 3-мя полномасштабными балетными постановками: «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Кроме этого в арсенале балетной труппы театра под руководством главного балетмейстера Татьяны Ерохиной несколько одноактных балетов: «Барышня и хулиган» Д.Д. Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Шопениана». Балетные спектакли театра пользуются у зрителей неизменным успехом и всегда проходят при полном аншлаге. Среди детских проектов – веселый мюзикл «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве» в постановке Владимира Мингалева.

Театральный сезон 2017-2018 запомнится двумя яркими премьерами. К его началу приурочена опера «Богема» Дж.Пуччини в постановке известного волгоградского режиссера, художественного руководителя Молодежного театра, заслуженного артиста РФ Владимира Бондаренко. Второй премьерой сезона стала опера «Алеко» С. Рахманинова в оригинальной версии признанного оперного режиссера, Заслуженного деятеля искусств Валерия Раку. В афише театра появились новые интересные концертные и детские проекты, такие как яркие театрализованные шоу «Фабрика грез» и «Звуки Бродвея», «Домик тетушки Марты» с Детским симфоническим оркестром, «Новогодний бал для принцессы», «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве».

В 2018 году детский репертуар пополнился мюзиклом Егора Шашина и Натальи Кузьминых «Принцесса на горошине», поставленным молодым режиссером Марией Кузьминой. Музыку Владимира Высоцкого в год его 80-летия, зрители услышали в культовом спектакле по сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Автором оригинальной постановки стал режиссер Ричардас Пинтверис. В театре постоянно обновляется афиша разноплановых по формату и содержанию тематических концертные программ, рассчитанных на самый разный зрительский контингент.

Бесспорной удачей коллектива театра стал грандиозный концерт-феерия «The Glory to Champions», приуроченный к открытию Чемпионата мира по футболу – 2018. Ярким завершающим аккордом 14-го театрального сезона стал спектакль «Тоска» Дж. Пуччини с великолепной Натальей Мурадымовой, солисткой Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в главной партии. Труппа театра ушла на каникулы с домашним заданием, в отпуске артисты должны были выучить партии оперы «Кармен» на французском языке.

Сезон 2018-2019 оказался уникальным, ведь он совпал с открытием в России Года театра. Более 40 тысяч зрителей, посетили почти 160 мероприятий, с октября по июнь театр порадовал публику пятью полномасштабными премьерными спектаклями, среди которых: балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского в постановке главного балетмейстера театра Татьяны Ерохиной, новая версия оперы «Кармен» Ж.Бизе на языке оригинала от режиссера Грига Скоморовски, музыкально-хореографическая мистерия К.Орфа «Кармина Бурана», поставленная режиссером из Астрахани Александром Зверевым. Для детей в афише театра появились два оригинальных музыкальные проекта, молодого режиссера Марии Кузьминой: «Кat-Этикет» на музыку волгоградского композитора Олега Хозова и новогодний спектакль «В поисках Снегурочки».

Театр осуществил несколько гастрольных туров, приняв участие в двух престижных оперных фестивалях. Одним из них стал, организованный Ассоциацией музыкальных театров России, Всероссийский фестиваль «Видеть музыку». Впервые в своей истории волгоградские артисты с успехом выступили на знаменитой сцене московского театра «Геликон-опера», представив спектакль «Così fan tutte» В.А.Моцарта. Вторым значимым гастрольным событием стал выезд в Краснодар. На сцене Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Гатова в рамках IV фестиваля оперного искусства «Опера без границ» был показан один лучших спектаклей волгоградской труппы – опера Дж. Пуччини «Тоска».

Среди премьерных концертных проектов 15-го театрального сезона можно выделить традиционный Рождественский бал – «Гранд-отель «Бенефис»», совместные программы артистов «Царицынской оперы» с Волгоградским детским симфоническим оркестром под руководством главного дирижера театра Сергея Гринева.

Широкий общественный резонанс получили социальные проекты театра. Совместно со студентами и преподавателями ВолГУ коллектив инициировал инновационную культурно-образовательную программу «Театр оперы и балета в пространстве элитарного образования», организовал традиционный музыкальный праздник в честь Дня славянской письменности, участвовал в многочисленных мероприятиях муниципального и регионального значения.

В Год театра в «Царицынской опере» был возобновлен традиционный оперный фестиваль «Оперный альянс». В рамках которого состоялись выступления обладательницы звания «Оперная дива» и премии «Грэмми» Марины Домашенко, солиста Мариинского театра Дмитрия Демидчика, гастроли двух Саратовских театров, концерты, мастер-классы, пресс-конференции.

Богатый на события театральный сезон 2018-2019 запомнится вниманием к коллективу со стороны общественности и СМИ. О «Царицынской опере» заговорили профессиональные критики на страницах федеральных печатных и интернет площадок: Ревизор.ru, радио «Орфей», «Музыкальный Клондайк», «Музыкальная жизнь», «Региональная Россия» и «Играем с начала». Новостные ленты большинства региональных изданий запестрели оперными сенсациями. Театр принял участие в многочисленных теле-радио проектах, один из которых – цикл программ «Призрак оперы. Царицынской» полностью посвящен творчеству коллектива.

Уже в преддверии нового XVI театрально сезона театр захлестнули события, ставшие этапными в жизни коллектива.

30 августа солисты и оркестр театра «Царицынская опера» приняли участие во Всероссийском театральном марафоне в Астрахани. В масштабном мероприятии, организованном в рамках Года театра на территории Астраханского Кремля, волгоградские оперные артисты прекрасно заявили о себе в ряду участников из всех регионов ЮФО. Заместитель правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры РФ Владимир Мединский получили от волгоградской делегации памятные сувениры.

4 и 5 октября «Царицынская опера» открыла новый театральный сезон грандиозной премьерой эпического полотна – оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Для постановки спектакля был приглашен один из самых талантливых и перспективных молодых режиссеров российского музыкального театра, выпускник ГИТИСа (мастерская Дмитрия Бертмана), дважды лауреат московского Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА» – Павел Сорокин. Сценография и костюмы созданы художниками театра, членами Союза художников России Еленой Павловской и Георгием Матевосяном. Дирижером постановщиком спектакля выступил главный дирижер театра Сергей Гринев. Премьерные спектакли прошли с оглушительным успехом.

А менее чем через месяц, 1 и 2 ноября 2019 года коллектив впервые посетил Саратовский театр оперы и балета с гастролями. Это был ответный визит волгоградских артистов в рамках Межрегиональной программы «Большие гастроли». Напомним, что Саратовский оперный театр принял участие в фестивале «Оперный альянс», прошедший в «Царицынской опере» в финале предыдущего 15-го театрального сезона. Почти 200 волгоградских артистов посетили соседний регион. Саратовская публика с восторгом приняла все три премьерных спектакля «Царицынской оперы»: музыкально-хореографическую мистерию Карла Орфа «Кармина Бурана», новую версию оперы «Кармен» Жоржа Бизе и детский мюзикл Егора Шашина и Натальи Кузьминых «Принцесса на горошине», поставленный молодым режиссером Марией Кузьминой.

Следующим этапом в жизни коллектива «Царицынской оперы» стала долгожданная премьера оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Возможность осуществить на своей сцене эту постановку появилась благодаря гранту Министерства культуры РФ. Уже известный волгоградцам своей постановкой «Кармен», режиссер Григ Скоморовски представил оригинальную концепцию мирового оперного шедевра 13 декабря 2019 года.В этот раз в работе над спектаклем, наряду с коллективом театра, принимала участие международная команда, состоящая из художников, сценографов, инженеров, хореографов, работающих в российских столицах, а также в театрах Европы. Дирижером-постановщиком спектакля стал главный дирижёр Царицынской оперы» Сергей Гринев. Сложная технически и насыщенная эмоционально «Пиковая дама» вызвала немало восторженных зрительских откликов. Спектакли идут с неизменным аншлагом, вызывая бурю оваций и оживленные обсуждения зрителей.

Премьера балета «Дон Кихот» Л. Минкуса стала еще одним ярким событием конца 2019 года. Она состоялась 30 декабря в честь 150-летия со дня первой постановки балета Л. Минкуса «Дон Кихот» на сцене Большого театра. Театр «Царицынская опера» представил балет «Дон Кихот» в оригинальной хореографической редакции главного балетмейстера театра Татьяны Ерохиной. Спектакль поставлен на средства Гранта Губернатора Волгоградской области, присуждаемого ежегодно для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства.

2020 год стал для театра испытанием на прочность. В условиях самоизоляции, обусловленной охватившей мир пандемией коронавируса Covid-19, коллективу пришлось осваивать новые форматы взаимодействия со зрителем. Лучшие театральные проекты были открыты для просмотра онлайн. Артисты выкладывали в социальные сети видео домашних репетиций и выступлений. Специалисты театра активно участвовали в онлайн встречах, конференциях, мероприятиях, организованных профессиональными сообществами. Появилось сознание необходимости иметь в арсенале театра качественный видеоконтент, с возможностью онлайн просмотра на различных интернет площадках. Кроме того, коллектив театра и его руководители активно строили планы, создавая проекты, которые могли бы стать реальностью в самое ближайшее время.

И оно не заставило себя ждать.Ярчайшим событием стали гастроли театра в Москве.9 ноября 2020 годанасцене Московского театра «Новая опера» им Е.В. Колобова был показан спектакль «Кармина Бурана» на музыку К.Орфа режиссера-постановщика Александра Зверева. Волгоградцы уже во второй раз стали участниками фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».

Новый XVII театральный сезон был открыт 14 ноября 2020 года. Разрешенная пятидесятипроцентная наполняемость зала не помешала зрителям в полной мере оценить уникальный проект «Моцарт. Больше чем любовь». Созданный главным режиссером театра Михаилом Косилкиным спектакль, не укладывается в привычные жанровые рамки, в нём тесно переплетены музыка и история жизни композитора. Для зрителей и артистов этот проект стал знаковым, как первая долгожданная встреча после длительного вынужденного перерыва.

С восторгом встретили волгоградцы и спектакли Московского детского музыкального театра им. Н.И. Сац, гастроли которого в ноябре 2020 года прошли на сцене «Царицынской оперы» уже во второй раз.

Абсолютно новым жанром для театра стали обучающие проекты: музыкальная сказка «Бизнес Кот» и мюзикл «Когда финансы поют романсы». Театр «Царицынская опера» стал пилотной площадкой по реализации международного проекта по повышению финансовой грамотности населения и финансовому образованию. Успех подобного финансового просветительства в театре имеет долгосрочную перспективу. В ближайшем будущем зрителей ждут новые спектакли и оригинальные аудио-постановки.

Новый 2021 год театр встретил зажигательным и удивительно душевным проектом. Премьера лайт-оперы «Когда нам было по 17-18 лет» успешно прошла в театре в самом начале января. Хиты советской эстрады,«перемещение» в 60-90-е годы XX века зрители сопровождали бурными овациями.Творческий дебют молодого режиссёра Светланы Яковлевой имел оглушительный успех, теперь каждый очередной показ ностальгического шоу зритель встречает аншлагом. Удачным оказался и второй проект молодого режиссера. Уже в конце января юные поклонники театра увидели яркий и веселый детский мюзикл «Аленький цветочек», музыку к которому написала композитор Юлиана Донская, а либретто уже известный нашему зрителю автор Наталья Кузьминых.

В 2021 году художественным руководителем театра «Царицынская опера» стал Антон Лубченко, один из ведущих российских молодых дирижёров и композиторов, имеющий за плечами опыт успешного руководства Государственным Приморским театром оперы и балета во Владивостоке (ныне – Приморская сцена Мариинского театра), Сочинским симфоническим оркестром.Среди проектов, созданных волгоградскими оперными артистами под руководством маэстро – концертное исполнение оперы «Иоланта» П.И. Чайковского, концерт по произведениям Валерия Гаврилина «Военные письма»,грандиозный проект, посвящённый музыке великого русского классика «Чайковский-гала», уникальный спектакль, объединивший две одноактные оперы выдающихся композиторов XX века: М. Таривердиева «Ожидание» и Ф.Пуленка «Человеческий голос». По достоинству оценили юные зрители симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, никогда ранее не исполнявшуюся на сцене «Царицынской оперы».

Грандиозным событием XVII театрального сезона «Царицынской оперы» стала, показанная 22 мая 2021 года, премьера оперы «Богема» Дж. Пуччини в постановке молодого, талантливого режиссера лауреата международных театральных фестивалей А. Фекета. Оригинальная трактовка образов, концепция, в которой события классического оперного сюжета, воспринимаются зрителями как бы через объектив старинной фотокамеры, сделала спектакль абсолютным хитом репертуара театра последнего времени. Общепризнанным шедевром стали декорации и костюмы, созданные по эскизам известного театрального художника неоднократного номинанта премии «Золотая маска» Елены Вершининой.

4 и 5 июня 2021 года волгоградские оперные артисты вновь посетили Краснодар. В этот раз в рамках федеральной программы «Большие гастроли» на сцене Творческого объединения Премьера имени Л.Г. Гатова с оглушительным успехом прошли три ярких постановки: музыкально-хореографическая мистерия «Кармина Бурана» К. Орфа, музыкальный спектакль «Алиса в Стране чудес» на музыку В. Высоцкого и театрализованный концерт «Verdi. Passione. Верди. Страсть».

Запомнится 2021 год и существенными переменами в руководстве. В июне пост директора «Царицынской оперы» занял главный дирижер театра Сергей Гринев.

Сегодня театр «Царицынская опера» переживает знаковый этап своей творческой биографии. Он встал на путь заслуженного успеха и признания. День ото дня наращивая темпы своей популярности, коллектив обретает все больше поклонников, завоевывая позицию главной культурной площадки региона.

Театр ежегодно становится обладателем грантов различного уровня, выделяемых на постановку премьерных спектаклей и поддержку новых творческих инициатив.

Талантливый и открытый ко всему новому коллектив и его руководство готовы к сотрудничеству по самым разным творческим вопросам. Мы ждем всех, кто любит искусство и ценит каждую возможность приобщиться к его великим образцам!

Информационные партнеры

Информация