Алексей Михеев: «Я приезжаю в театр «Царицынская опера» как к себе домой»

Алексей Михеев: «Я приезжаю в театр «Царицынская опера» как к себе домой»

Премьер Саратовского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ Алексей Михеев уже более пяти лет с удовольствием сотрудничает с театром «Царицынская опера». Сегодня приглашенный солист балета блестяще исполнил главную роль – цирюльника Базиля в премьере – балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, которая с успехом прошла на сцене театра «Царицынская опера». Артист ведет насыщенную гастрольную деятельность, в составе российской балетной труппы работал в Японии, Мексике, Испании, Италии, Франции, Африке, сотрудничает с балетными труппами Москвы, Астрахани, Волгограда, Румынии. О своих проектах, участии в шоу «Большой балет» на телеканале «Культура» рассказал сам Алексей Михеев.

Партнер отвечает за безопасность, партнерша за красоту

– Алексей, расскажите какие партии вы исполнили в театре «Царицынская опера»?

– Я исполнил все главные партии балетных спектаклей, которые идут на сцене «Царицынской оперы». Теперь и партию влюблённого в Китри Базиля. Мне очень нравится балет «Дон Кихот» Л. Минкуса. Это моя любимая Испания, самая лучшая на мой взгляд страна – свободная, толерантная, жизнерадостная. Туда приезжаешь и моментально включаешься в драйв – «Hola», «Amigos». Многие, когда слышат название «Дон Кихот» путают балет с произведением Мигеля Сервантеса. А здесь музыка, любовь, зажигательные ансамблевые танцы завораживают с первого выхода на сцену. Драйвовый спектакль заводит с первых аккордов, его энергетика буквально сносит с ног.

– Вы много гастролируете, есть с чем сравнить. Как вы чувствуете себя в театре «Царицынская опера»?

– Я приезжаю в театр «Царицынская опера» как к себе домой. Мне очень комфортно работать здесь. Здесь можно жить, здесь колосники, сцена, запах театра… Мои коллеги по театру «Царицынская опера» – профессионалы своего дела, отзывчивые и приветливые. Я работаю с балеринами, с которыми уже «станцевался». Мне очень комфортно работать в паре с Маргаритой Таракановой. Она такая «зажигалочка», мы с ней постоянные партнеры. Дважды я танцевал со Светланой Яковлевой и один раз с Ольгой Туаевой. У меня остались самые приятные впечатления.

– Алексей, наверное, непросто найти общий язык с разными партнершами?

– У меня был прекрасный педагог по дуэтному танцу в хореографическом училище Александр Федорович Санин. Мой жизненный опыт тоже во многом помогает мне понять своего партнера и найти общий язык. Поначалу у меня были моменты, когда выходил на сцену в конфликте. Эти ощущения очень мешали в танце, чувствовалось напряжение. А это категорически нельзя показывать зрителю. Сейчас мой опыт помогает сглаживать мне любые недопонимания.

– В балетной паре мужчина занимает лидирующую позицию?

– По-разному у всех пар. Я стараюсь прислушиваться к своей партнерше по танцу, но, как правило, веду я и говорю как лучше, удобнее для нас. Я считаю, что за исполнение танца отвечают оба. Но в плане ведения, музыкальности и безопасности ответственен я, партнерша следует, доверяет мне и украшает танец.

– Наверняка были ситуации, когда в танце что-то пошло не так…

– Самые курьезные моменты случаются, когда забываешь порядок или отключаешься буквально на секунду. Однажды в спектакле «Вешние воды» В. Кобекина с Кристиной Кочетовой случилась ситуация в поддержке: я ее поставил и отошёл. Она начинает падать, она мне доверяет, она даже не согнулась, только глаза такие: «Ты нормальный?». Поймал буквально за считанные секунды… Или идёшь на балерину, она что-то маякует, а ты не понимаешь... А она не ту ногу на поддержку подняла, ноги не должно быть, а тут раз…, тогда быстро перепрыгиваешь и работаешь дальше. Опыт помогает быстро перестраиваться и находить выход в любой ситуации.

Как мальчишка – хулиган стал принцем

– Алексей, как вы стали артистом балета? С чего всё началось?

– Я начал танцевать с 6 лет. Мама привела меня в детскую школу искусств № 1. Мой первый педагог Нина Алексеевна Ермакова умело посадило «зерно» внутри меня. Я долго брыкался, отказывался заниматься. Мне нравилось танцевать, но я был таким хулиганом с окраины. Но я верю в судьбу. Именно она привела меня в балет. Как ещё можно объяснить тот факт, что в середине года я попал в хореографическое училище, куда я совсем не собирался. Тогда мне было 10 лет, я танцевал в хореографическом ансамбле «Фантазия» при детской школе. Моему педагогу поступил звонок из хореографического училища о появившемся месте и она предложила занять его мне. Я не хотел, но меня посмотрели и сразу взяли, хотя мне не хватало опыта. Мой педагог и мама тогда настояли, я стал воспитанником хореографического училища. Кстати, моя мама мечтала стать балериной и воплотила в какой-то степени эту мечту во мне. В 2004 году окончил хореографическое отделение Саратовского областного училища искусств. В том же 2004-м стал лауреатом регионального балетного конкурса им. В. Адашевского. С 2004 года стал танцевать в Саратовском академическом театре оперы и балета. Набрать опыт в театре мне помогал мой педагог – народный артист России, заслуженный артист РФ Стецюр-Мова Игорь Георгиевич.

– Какая у вас была первая роль?

– Хорошо помню свою первую главную роль – принц Эльфов в детском спектакле «Дюймовочка». Меня выбрал режиссёр- постановщик, хотя я только пришёл в театр. Но я быстро понял, что правильно выбрал свой путь. Когда выходишь на сцену – получаешь адреналин, кайф, происходит энергообмен со зрителями, а для артиста сцена – это жизнь.

Успешный 2020 год

– Несмотря на то, что этот год у всех сложный у вас он очень удачный. Вы получили звание заслуженного артиста Российский Федерации, приняли участие в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура».

– Получение звание заслуженного артиста стало некой ступенью, своего рода подтверждением моих заслуг и это очень приятно. У меня было очень насыщенное лето. В июне я получил звание заслуженного артиста РФ, в июле уже начались съемки четвёртого сезона танцевального проекта «Большой балет». А в сентябре мне посчастливилось стать экспертом классических танцев в творческой антишколе по хореографическому искусству на форуме «Таврида» в Крыму. Под открытым небом на берегу Чёрного моря проходили мастер-классы по самым разным творческим направлениям. «Таврида» – это уникальная образовательная платформа возможностей для молодых ребят. Я счастлив, что принял участие в этом форуме и познакомился с замечательными людьми. Я верю в судьбу и знаю, что все встречи и события происходят не случайно.

– Именно такой – судьбоносной для вас стала встреча с Софьей Гайдуковой – куратором проекта «Большой балет».

– Да, Софья ставила в Саратовском театре оперы и балета мюзикл, где мы и познакомились. Совершенно неожиданным стал ее звонок и предложение принять участие в проекте вне конкурса, когда мы все сидели на карантине. В это время жутко не хватало нагрузки и не было никакой мотивации. Всегда говорил себе, что быстро приду в форму как только начну заниматься, как только станет известно когда откроются театры. Конечно, я занимался, ездил на велосипеде, подолгу гулял с собакой. И тут звонок от Софьи Гайдуковой, это была судьба! Мы приняли вызов вместе с балериной Саратовского театра оперы и балета Кристиной Кочетовой. Восемь пар из ведущих театров со всей страны стали участниками амбициозного проекта. Мы были не в форме и за три недели с Кристиной в авральном режиме восстанавливали свое тело. Первую неделю все мышцы сковало и мы просто работали через боль. Для шоу мы подготовили семь номеров: шесть репетировали в Саратове и один непосредственно в Москве. Нам необходимо было выучить совершенно новый номер «Реверберация» в жанре неоклассики. Для артистов классического балета это совсем не просто, там совсем другая хореография. Мы в течение трех дней смотрели этот номер и просто не понимали с чего начинать. Кроме того, обучение танцу проходило по онлайн-связи на английском языке с самим куратором – постановщиком Гарретт Смитом. И это достаточно сложно. При личном контакте педагог может подойти, помочь, подсказать, кроме того присутствовал языковой барьер. В какой-то момент было отчаяние, накопилась гиперактивность, а выйти на сцену не получалось. Сложно было держать порядок в голове, музыка была необычная, с непонятными акцентами. Было ощущение, что у нас заработали другие мышцы, чувствовали себя по-другому, не могли полностью владеть своим телом… Но мы справились. В конце декабря будет гала-концерт, покажут наш финальный номер, в конкурсе три номинации: «Лучший дуэт», «Лучшая танцовщица», «Лучший танцовщик». С нетерпением ждём результатов.

– Алексей, вы дважды танцевали главные партии на сцене Большого театра?

– Мне очень повезло. Саратовский театр оперы и балета дважды выезжал на гастроли в Большой театр с балетами «Стальной скок» С. Прокофьева и «Вешние воды» В. Кобекина, оба спектакля поставил Кирилл Симонов. Первый спектакль «Стальной скок» прошел на некотором страхе. Постановка была номинирована на премию «Золотая маска» в 2016 году. А «Вешние воды» я просто прожил как обычно. Не успел оглянуться – прошел первый акт, то же самое случилось и со вторым актом. Постановка Саратовского театра оперы и балета участвовала в фестивале Ассоциации музыкальных театров «Видеть музыку» в 2019 году.

Голубая классика – это каноны, неоклассика – возможность выбора

– Вы всегда проживаете свои роли. А есть ли среди них те, которые не очень отзываются?

– Конечно, я проживаю все свои роли, по-другому невозможно в балете. Я не могу говорить и кричать, но языком тела я признаюсь в любви своим избранницам, страдаю, радуюсь... Я люблю все свои роли, но одна роль даётся мне сложнее – принца Дезире в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Это голубая классика, там слишком нужно быть принцем. Мне немного тяжеловато ощутить себя в этой роли, но я быстро «расхожусь» и включаюсь в процесс. Самое интересное, что принца в «Лебедином озере» я чувствую сразу, моментально включаюсь в роль Зигфрида. Там совсем другое амплуа. Я вообще люблю драму, такие спектакли как «Кармен-сюита» А. Алонсо, «Вешние воды» В. Кобекина, «Юнона и Авось» А. Рыбникова...

– Алексей, вам нередко приходится танцевать в жанре неоклассики. Сложнее или легче, чем исполнить классический танец?

– В неоклассике немного проще, есть возможность раскрыться побольше. В классике есть каноны, которые нельзя нарушать. В неоклассике есть возможность выбора – больше прогнуться, уйти по-другому, там можно «отпустить» тело.

– Чем занимаетесь помимо балета?

– Я бегаю, иногда штангу поднимаю, катаюсь на велосипеде. Сейчас занимаюсь танцами в стиле модерн (направление «Gaga dance»). Тело по-другому работает, раскрепощается, в этом танцевальном направлении получаю другие силовые нагрузки.

– Что для вас балет?

– Балет для меня – всё. Я поздно осознал, что балет – это моя жизнь. У меня все так последовательно складывалось, я просто танцевал. Однако в балете важна не только техника исполнения, но и эмоциональная подача танца, вспомогательные элементы, мимика. В 25 лет я осознал, что на сцене нужно жить и стал работать над внутренним состоянием перед подготовкой каждого образа. Тогда я стал осознанно работать над партиями, продумывать мимику, дополнительные движения. Очень большой опыт дал мне гастрольный тур по Испании с труппой Тимура Файзиева. Мы ездили по городам и провинциям, я танцевал партию шута. Тимур Леонидович первый обратил внимание на мои эмоции. Он тогда сказал мне: «Ты должен показывать, что ты шут». Я продумывал шутки, которые были в контексте спектакля, чувствовал себя шутом и мимически демонстрировал это. Зрители смеялись в голос. Тогда я осознал, что балет – это жизнь. Его нужно сыграть как драматический актер. Любую роль, любой спектакль. Если ты вышел и красиво прыгнул – это цирк. А если ты вышел и прыгнул с чувством, эмоциональным посылом к своей партнерше, то зрители обязательно почувствуют это и без слов.

– Ваша супруга тоже артист балета Саратовского театра…

– Мы живем в своём мире, у нас свои интересы и увлечения. Очень сложно найти своего человека из другой сферы деятельности.

– У вас растёт дочь, хотели бы отдать ее в балет?

– Ей пока четыре года, есть время для принятия правильного решения. Я хотел бы, но супруга против. Но я точно знаю, что прямое попадание в быт – для меня это смерть. Поэтому было бы замечательно, если бы моя дочь занималась творческой профессией. Творчество дает возможность перевоплощения, самореализации.

– Планируете заниматься преподавательской деятельностью? Есть ли у вас свои воспитанники?

– Пока я не ухожу в педагогику. Я просто не готов к этому. Для меня занятия с детьми – это огромная ответственность. Это не просто уроки – это может быть дорога в будущее, судьба, если хотите… «Лепить» будущее маленького человечка нужно умело. Сейчас я получаю дополнительное образование в Саратовском государственном университете по педагогическому направлению. Хочу построить методику обучения из своего опыта. Но это пока только мечты.

 

Беседовала Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»