Вспоминая фестиваль

Вспоминая фестиваль

Леонид Пикман: «Гастроли – это всегда праздник»

«Царицынская опера» открыла театральный сезон на сцене Московской «Новой оперы»

В течение ноября в рамках фестиваля «Видеть музыку» продолжались показы спектаклей музыкальных театров страны. «Царицынская опера» второй раз успешно приняла участие в фестивале Ассоциации музыкальных театров «Видеть музыку». В этом году благодаря поддержке комитета по культуре Волгоградской области театр представил на суд московских зрителей сложное произведение «Кармина Бурана» К. Орфа. В федеральной прессе продолжают появляться лестные отзывы столичных театральных и музыкальных критиков о смелой «выходке» волгоградцев. Тем временем в театре «Царицынская опера» открылся новый театральный сезон, который начался в этом году с ярких событий. Директор театра «Царицынская опера» Леонид Пикман рассказал о тех сомнениях, которые сопровождали его перед поездкой в Москву, об итогах участия в фестивале «Видеть музыку» и ближайших планах театра.

– Леонид Борисович, что можно теперь сказать о поездке на фестиваль Ассоциации музыкальных театров страны спустя некоторое время?

– В этом году фестиваль «Видеть музыку» был сильно видоизменен из-за эпидемиологической ситуации в стране и во всем мире. Не было представлено всех спектаклей, которые были изначально запланированы. А это и классика, и современное искусство. Но главное, что фестиваль состоялся и мы стали его участниками. Эйфории не чувствую, хотя мы выступили успешно. Осталась некоторая опустошенность. Слишком много энергии было затрачено на эту поездку. Мы долго готовились и наш выезд был под вопросом до самого последнего момента. Мы проверялись на Ковид -19 тестированием, мы болели, выздоравливали, боялись заразиться в Москве. Однако, после того как мы приехали домой – многие вопросы отпали сами собой. А именно вопросы по степени нужности, опасности этой поездки. Ни один сотрудник не заболел после приезда из Москвы.

– А о нужности и говорить нечего: что значит для театра, который не работал с марта, показать свой первый спектакль для зрителей в Москве?

– Просто здорово начать новый театральный сезон на московской сцене. Конечно, последнее время мы ездим много и довольно успешно, но тем не менее наш театр не особо искушен в гастрольной деятельности. Нельзя недооценить тот факт, что первый спектакль после затяжного карантина мы показали для зрителей Москвы. На сцене театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова и в полном (по разрешенной рассадке) зале. Реакция зрителей была очень теплой. Соскучились не только артисты, но и зрители, в том числе и в Москве. Московские театры работают осторожно, поэтому на спектакли приходят только те, кто хотел прийти. Аплодировали после спектакля замечательно: стоя и восторженно. Успех был! Однако мы показали не максимум того, что могли показать, не максимум того, что видели наши зрители на премьерных спектаклях той же «Кармины Бураны» К. Орфа.

– Наверное, вы слишком критично к себе относитесь?

– Мы сами себе оценку даем абсолютно адекватную: что мы можем, как мы можем, какие у нас есть ресурсы, каких не хватает... Голосовых, технических, финансовых, всяких ресурсов у нас недостаточно, чтобы показать на огромной сцене «Новой оперы» такую полномасштабную, большую феерию. Но мы ее показали, а зрители аплодировали и это было здорово. Хорошую оценку нам дали по итогам пресс-конференции фестиваля, что очень приятно. Впрочем, на таких фестивалях никто никого не щадит, в кулуарах можно сразу услышать нелицеприятные вещи. Но нам ничего такого не сказали. Это тоже говорит о многом.

– Леонид Борисович, в какой системе координат находится наш театр в общем контексте музыкальных театров страны?

– Мы классический театр, который специализируется на классической музыке и классических спектаклях, классических балетах и классических костюмах. Современная опера, современная подача подразумевает значительно большие финансовые вложения (несмотря на свою видимую простоту). А это свет, инсталляция, это оркестр не в том составе, в котором он у нас есть.

– И все же, вернемся к участию в фестивале… сложностей преодолели много, результат замечательный. Гастроли – это испытание или праздник?

– Это был праздник, который мы доставили себе, зрителю, прессе и тем людям, которые любят наш театр и следят за нами. Мы это сделали и мне как директору, который отвечает за финансовые ресурсы в театре, уже хочется принять участие в VI фестивале «Видеть музыку». Но самый сложный вопрос – что показать искушенному московскому зрителю? Почему мы не участвовали в фестивале в прошлом году… По той же самой причине. Мы театр, который ставил и будет ставить классический спектакли, оперы и балеты. Надо показать то, что московская публика еще не видела в московских театрах. Как это получилось с нашим спектаклем – изюминкой «Кармина Бурана».

– Новый театральный сезон в «Царицынской опере» открылся ярко. Не так давно маэстро с мировым именем Антон Лубченко дирижировал оперой «Князь Игорь» А. Бородина...

– Нам посчастливилось поработать с известным дирижером Антоном Лубченко, который любезно согласился приехать и очень хорошо отозвался о нашем театре. Мы будем продолжать приглашать известных людей, чтобы повышать свой «градус» творческого развития и, конечно, чтобы привлекать новых зрителей в наш театр. В родном городе мы «заточены» на то, чтобы приучать не оперного зрителя Волгограда к классической подаче спектакля. Наша цель – делать классику и показывать зрителям. Отходить от этого мы не собираемся. Недавно на сцене «Царицынской оперы» состоялась премьера балета «Дон Кихот» Л. Минкуса. Балету «Дон Кихот» исполнилось полтора столетия, но он остается одним из лучших творений М. Петипа и жемчужиной классического репертуара.

 

Беседовала Анжела Буцких

 

Григорий Владимирович Спектор,
российский музыкальный и театральный критик, драматург, публицист, режиссёр, педагог РАТИ-ГИТИСа, заслуженный деятель искусств РФ:

– Сегодня ответственность выбора произведения, которое будет показано на фестивале, полностью лежит на театрах. Поэтому сами театры выбирают показательное для себя произведение, которое характеризует уровень театра. Большой плюс, что на фестиваль привозят такие произведения как «Кармина Бурана» К. Орфа. Мне понравился спектакль «Кармина Бурана» в исполнении артистов волгоградского театра «Царицынская опера». Понравился выбор произведения и его воплощение. Репертуарная линия у театра серьезная. Хороший уровень, выполнено со вкусом. Музыка выражена точно, выразительные движения, хорошие солисты. Начало спектакля сделано хорошо. На мой взгляд, можно было бы обойтись без музыкальных фрагментов других авторов, а остановится на музыке Карла Орфа. Понравилось оформление спектакля, все участники действа, хор и балет отдавались смыслу произведения, понимали, что они делают. Сама отдача артистов произвела впечатление. Поздравляю театр с успешным выступлением!

 

Надежда Кузякова,
член редакционного совета «Музыкальный Клондайк»:

– «Кармина Бурана» – тот спектакль, который показал, что «Царицынская опера» как театр находится на отличном творческом уровне во всех своих составляющих. Декорации, свет, костюмы, движения – в нем все прекрасно. Очень важно то послевкусие, которое оставляет тот или иной спектакль: когда уходишь из театра и продолжаешь думать… значит, по-настоящему «зацепило». Волгоградцы не побоялись представить на суд московской публики сложное и популярное произведение, при этом глубоко «капнули» в философию. В постановке поднимаются вопросы бытия, в которой земная жизнь и высшие сферы взаимосвязаны. Встает очень резонный вопрос – насколько оправдано вмешательство в запланированный ход событий? Об этом писал еще классик научной фантастики Рей Бредбери. Философские вещи воплощены в яркой форме. Если сравнить два спектакля «Кармина Бурана» К. Орфа в исполнении Донецкого государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко и театра «Царицынская опера», то в первом случае было ощущение живописи маслом, «телесного» Рубенса. Постановка театра «Царицынская опера» напомнила о нежных итальянцах, Рафаэле, дымке и кружеве. Конечно, чувствуется, что в театре проводится грамотная художественная и кадровая политика, поэтому результаты не заставляют себя ждать. Поздравляю с успешным выступлением на фестивале «Видеть музыку».

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»