Гастроли Донецкого государственного академического театра оперы и балета
14 и 15 ноября на сцене театра «Царицынская опера» состоятся гастрольные спектакли Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко (Донбасс Опера). Волгоградским зрителям будут представлены два классических оперных спектакля – «Бал-маскарад» Джузеппе Верди и «Турандот» Джакомо Пуччини.
В рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2017» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности гастрольный тур Донбасс Оперы охватит два крупных административных центра Российской Федерации – Волгоград и Воронеж.
О театре
Сегодня Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко – это прославленный творческий коллектив, который за 85 лет своей творческой деятельности осуществил более 300 постановок оперных и балетных спектаклей, оперетт, детских музыкальных сказок и провел в своих стенах не один международный фестиваль. Нет ни одного признанного классического произведения, с которым Донбасс Опера не познакомила бы донецкого зрителя.
В 2014 году, когда Донбасс Опера находилась на пике творческой славы, а мастерство и профессионализм труппы театра достиг своего апогея, дальнейший путь к развитию преградила война. Трагические события последних лет вторглись во все сферы жизни, задели они и хрупкую область искусства: в результате обстрелов сгорел склад с твердыми декорациями к 13-ти спектаклям Донбасс Оперы. Тем не менее, коллектив театра, несмотря на нестихающие, а порой интенсивные обстрелы города и уничтоженные декорации, продолжает работать.
Сегодня Донбасс Опера продолжает жить и радовать своих зрителей. В 84-м сезоне (2015 -2016 гг.), несмотря на небывалые трудности, связанные с войной, театр представил четыре премьерных спектакля: оперы «Бал-маскарад» Верди и «Царская невеста» Римского-Корсакова (сценическая версия), балет «Лебединое озеро» Чайковского и музыкальную сказку «Стойкий оловянный солдатик» Баневича.
Кроме того, творческому коллективу Донбасс Оперы удалось восстановить масштабные спектакли, декорации к которым были уничтожены в результате военных действий: оперы «Аида» и «Набукко» Верди, «Богема» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини; балеты «Щелкунчик» Чайковского, «Дон Кихот» Минкуса, «Корсар» Адана, «Чиполлино» Хачатуряна и «Пер Гюнт» на музыку Грига. Репертуар театра продолжает пополняться шедеврами оперного и балетного искусства.
Театр гордится тем, что его репертуар включает такие масштабные произведения Джузеппе Верди, как «Набукко», «Аида», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Отелло», «Фальстаф» и «Реквием».
Художественное руководство театром осуществляют:
- Денисенко Евгений Иванович – генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств Украины.
- Писарев Вадим Яковлевич – художественный руководитель театра, народный артист Украины, лауреат международных конкурсов артистов балета в Москве, Хельсинки, Париже, Джексоне. По признанию Международной организации ЮНЕСКО – «Лучший танцовщик мира – 95».
- Парамоненко Юрий Юрьевич – главный дирижер.
- Антоненко Оксана Ярославовна – главный режиссер.
- Стрельцова Людмила Семеновна – главный хормейстер, народная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.
- Хасянова Евгения Евгеньевна – главный балетмейстер, народная артистка Украины.
- Спевякин Сергей Александрович – главный художник, заслуженный художник Украины.
- Шемчук Людмила Степановна – художественный руководитель оперной труппы, заслуженная артистка Российской Федерации.
Больше информации о театре на сайте
В 2016 году, в рамках программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ «Большие гастроли 2016», Донбасс Опера гастролировала в городах Краснодар и Ростов-на-Дону, и представила две оперы – «Бал-маскарад» и «Аида» – вершины творчества итальянского композитора Дж. Верди. В 2017 году для гастрольного тура вновь выбрана опера «Бал -маскарад», вторым произведением стала не увядающая «Турандот» Джакомо Пуччини.
О спектаклях
Почему для показа в России были выбраны именно эти постановки?
Дело в том, что «Бал-маскарад» стал первым премьерным спектаклем в непростых для театра условиях военных действий в Донбассе. «Турандот» была поставлена в театре в 20011 году по заказу импресарио Леонор Гаго для проведения фестиваля оперного искусства в Испании. Премьера спектакля стала событием в театральной жизни Донбасса. На гастролях в Испании успех оперы тоже превзошел все ожидания.
Больше информации о спектаклях театра на сайте
Джузеппе Верди «Бал-маскарад»
Опера «Бал-маскарад» написана Джузеппе Верди в 1857 году, в период расцвета творческих сил великого итальянского композитора, уже завоевавшего известность своими произведениями: «Трубадур», «Риголетто», «Травиата», «Набукко».
В основу произведения положен подлинный исторический факт. Шведский король Густав III был убит на бале-маскараде в результате заговора дворянской оппозиции.
Ни одно произведение Верди не испытывало таких цензурных мытарств, как «Бал-маскарад». Власти Неаполя сочли, что сюжет об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание, и опера была запрещена. Дирекция театра потребовала от Верди внести изменения в сюжет, но композитор отказался.
Лишь спустя год цензурный запрет был снят, но Верди пришлось пойти на уступки. В результате, действие оперы было перенесено в Америку, а шведский король превратился в губернатора Бостона. Это несколько приглушило политическое звучание произведения – на первый план выступила личная драма героев.
Несмотря на все трудности, уже при первом исполнении 17 февраля 1859 года в римском театре «Аполло» опера имела огромный и заслуженный успех. По мелодическому богатству, драматизму, психологической правде «Бал-маскарад» принадлежит к вершинам творчества композитора, а личная драма героев оперы – Амелии, Ренато, Ричарда выражена с шекспировской мощью.
Впервые на сцене Донецкого театра оперы и балета эта оперы Верди прозвучала в 1956 году (режиссер-постановщик – народный артист УССР Александр Здиховский, дирижер-постановщик – Генрих Рисман).
В репертуар Донбасс Оперы «Бал-маскарад» вернулся уже в 2015 году, во время военных действий. Спектакль был поставлен в рекордные сроки. Режиссером-постановщиком выступил народный артист России, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ, ведущий солист и режиссер Мариинского театра Юрий Лаптев; дирижер-постановщик – главный дирижер Донецкого театра оперы и балета Юрий Парамоненко.
Юрий Лаптев представил зрителям классическую постановку с масштабными декорациями и колоритными костюмами (художник-постановщик – заслуженный художник Украины Сергей Спевякин; художник по костюмам – Оксана Кубекина). Действие спектакля происходит в Бостоне, в конце XVIII века.
Премьера оперы имела грандиозный успех и прошла при полном аншлаге. И сейчас «Бал-маскарад» Джузеппе Верди – один из любимых спектаклей донецкой публики.
Джакомо Пуччини «Турандот»
Премьера оперы «Турандот» – последнего шедевра великого композитора Дж. Пуччини состоялась в 2011 году. Опера была поставлена в театре по заказу импресарио Леонор Гаго для проведения фестиваля оперного искусства в Испании. Премьера спектакля стала событием в театральной жизни Донбасса. Вскоре после премьеры в Донецке, театр выехал на гастроли в Испанию, где успех оперы превзошел все ожидания.
Постановку осуществил Александр Лебедев из Санкт-Петербурга, партию Турандот исполняла и продолжает исполнять заслуженная артистка Украины Татьяна Плеханова, создавшая необыкновенный по силе выразительности образ китайской принцессы. Роскошь и величие спектаклю придают костюмы и декорации, изготовленные мастерами в технических цехах театра.
Все, казалось, предвещало долгую счастливую жизнь редкому по художественной цельности и высокой поэтичности спектаклю, однако судьба распорядилась иначе. Начались военные действия в Донбассе и некоторые солисты, задействованные в этом спектакле, уехали.
С появлением молодого талантливого тенора Евгения Бойко, в феврале 2017 г. состоялось возобновление оперы «Турандот». Театр бережно отнесся к художественным достижениям постановки, сохранив, величавую скульптурность и мотив изобразительного решения. В грандиозных массовых сценах мощно звучит хор театра. Из пасти дракона, воплощающего силы зла и насилия, перед зрителями появлялась принцеса Турандот. СМИ высоко оценили исполнение партий солистами, отметили естественность и артистизм сценического поведения артистов хора, звучание которых отличается чистотой и слаженностью.
Музыка к «Турандот» написана для исполнителей высочайшего класса, и возвратившаяся на сцену опера, стала настоящим подарком для истинных ценителей искусства.
Приглашаем всех волгоградцев насладиться оперными шедеврами великих итальянских композиторов в исполнении артистов театра Донбасс Опера.