«Сказки Гофмана» Оффенбаха поставят в «Царицынской опере»

В театре «Царицынская опера» готовится грандиозная премьера – опера «Сказки Гофмана» французского композитора Жака Оффенбаха на языке оригинала. Известный российский оперный режиссер Михаил Панджавидзе обещает «вскрыть» смыслы фантастического произведения и показать зрителям невероятно актуальную историю. В будущем волгоградский театр планирует показать новый спектакль в Европе, предварительные договоренности уже достигнуты.

Опера «Сказки Гофмана» занимает особое место в обширном наследии французского композитора Жака Оффенбаха. Единственное трагическое произведение мастера оперетты и комической оперы. Многоликость версий в постановках оперы связано с тем, что автор не успел закончить ее. Пользуясь черновиками Оффенбаха, его современник композитор Эрнест Гиро дописал произведение. «Сказки Гофмана» окутаны мистикой: композитор не дописал оперу и умер, при первом своем путешествии за границу во время представления оперы в Вене в театре возник пожар, повлекший за собой человеческие жертвы. Это придало «Сказкам Гофмана» славу постановки приносящей неудачу. Примечательно, после Второй мировой войны в архивах были найдены материалы, написанные композитором для этой оперы. В основу сюжета легли три новеллы гения эпохи романтизма Э.Т. А. Гофмана – «Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель». Главный герой Гофман – талантливый немецкий автор, юрист, композитор, литературный критик и карикатурист.

Постановочной группой, в которую войдет театральный художник из Германии Гарри Гумель, будет представлена непростая работа. Необычный музыкальный материал, сложная драматургическая линия, атмосфера расслоения реальности. Фантасмагоричные видения и кошмары гениального художника, страдающего без любви и не замечающего свою верную Музу, забавляют и ужасают. Состояние главного героя раскрывается в прекрасной музыке Оффенбаха. Переживания Гофмана доведены до высшей точки, одновременно и до абсурда. Темы призвания-служения, коварства и измены, опошление высоких чувств перевоплощаются в грандиозный гротеск. Но не нравоучительный и мрачный по-немецки, а острый и анекдотирующий по-французски.

По словам режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе, опера Жака Оффенбаха – это история человека, который в поисках настоящей любви предал свою душу, отдал ее дьяволу. Грезя об идеальных отношениях, Гофман вспоминает три самые большие любви своей жизни — прекрасную Олимпию, которая оказалась бездушной куклой, певицу Антонию, куртизанку Джульетту. А Стелла символизирует музу и объединяет всех девушек сразу – актрису, куртизанку и куклу. Поэт Гофман наделяет свое творчество мечтами о любимой.

– Игра с дьяволом никогда не заканчивается в пользу человека, это затяжной прыжок в могилу, – отметил Михаил Александрович. – Философ, друг, наперстник Никлаус становится олицетворением Мефистофеля. С помощью алкоголя он губит таланты и забирает их себе, прельщая музой искусства, новыми знаниями, запретными удовольствиями и т.д. В своих галлюцинациях Гофман забирается все глубже, его умозрительные эксперименты в розовых очках, плотские удовольствия приводят к одиночеству и пустоте. Опера заканчивается развоплощением главного героя, он перестает существовать.

Режиссер-постановщик не планирует «приращивать» к сложной и загадочной опере новые смыслы. «У автора есть всё, – отметил Михаил Панджавизде. – Задача режиссера вскрывать смыслы, сделать акценты. Важна не точка зрения, а угол обозрения».

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»