Елена Андриенко: «Балерина – это навсегда!»

Заслуженная артистка России, доцент кафедры хореографии балетмейстерского факультета института театрального искусства, прима-балерина Большого театра Елены Андриенко провела в Волгограде насыщенные дни. Интенсивные мастер-классы с известной балериной позволили артистам «Царицынской оперы» технически проработать первый акт балета «Лебединое озера» П.И. Чайковского. Обновленная версия спектакля с дополнением первой картины в первом акте пройдет на сцене театра 10 июня. Примечательно, что уроки по балетному и сценическому мастерству в театре «Царицынская опера» смогли получить не только артисты театра, но и воспитанники балетной школы Волгограда. И взрослые и юные артисты отметили, что такие мастер-классы как глоток свежего воздуха, дают новую информацию и позволяют совершенствовать технику.

Секреты мастерства от педагога к исполнителю

– Елена Андреевна, насколько комфортно вам было работать с артистами театра «Царицынская опера»?

– Первый раз вижу труппу вашего театра. Если в другие города я приезжаю довольно часто, то кого-то из артистов уже знаю. У театра «Царицынская опера» есть и старшее поколение, и более молодые артисты, которые включаются в процесс постепенно. Очень много способных девочек и мальчиков. Наша профессия – это ежедневное преодоление себя. Без этого не получится достичь результатов. Каждый день мы должны приходить в класс и заставлять себя заниматься – как бы мы себя не чувствовали – хорошо или плохо. Тогда тело будет разогрето и готово к репетициям.

– Насколько важны мастер-классы и что они дают балетной труппе?

– Такие мастер-классы очень важны. Педагоги привыкают к своим учениками и из-за этого важные составляющие танца упускаются. У меня большой сценический опыт работы в лучшем театре нашей страны – Большом театре. Весь огромный багаж и опыт, который мне передали мои выдающиеся педагоги, помогли сформировать свою собственную методику преподавания, с которой я щедро делюсь с учениками. Очень полезно артистам любого театра показать себя и посмотреть на какие-то предлагаемые новые варианты. Взгляд со стороны – всегда свежий и очень важен для любого артиста.

– Расскажите, пожалуйста, о новых тенденциях в обучении балетному искусству.

– Техническая составляющая сейчас пошла далеко вперед, но за ней уходит артистизм, выразительность тела, особенно женского тела, красота позировок, красота спины… Старая школа обладала потрясающими порт де бра и положениями в разных позах и в разных комбинациях. Мы немножко упустили это в погоне за техникой, которая должна быть выражением тех чувств и роли, которую ты исполняешь. Тогда это имеет ценность.

– Вы впервые в Волгограде?

– Я часто была в Волгограде, но еще в 90-х годах. Мой дедушка был военным и получил распределение после Великой Отечественной войны в ваш город, мама здесь закончила школу. Мама жила на ул. Капитана Тряскина, 8 в мансардных домах. Тогда театра оперы и балета в вашем городе еще не было. Помню, что давала мастер-класс в детской балетной студии. Сегодня приятно удивлена и развитием города, и появлением замечательного театра в Волгограде.

– Помимо взрослых артистов ваш мастер-класс посетили и воспитанники балетной школы. Педагог такого уровня для детей что-то значит?

– Могу сказать про себя. Я начинала учиться в Киевском хореографическом училище и у нас был художественный руководитель – гениальная Галина Николаевна Кириллова, ученица А.Я. Вагановой. Что такое быть балериной, балеринство в прямом смысле этого слова я поняла, когда попала к ней в класс. Она взяла нас на 4-м году обучения. Даже в столь юном возрасте я поняла сколько я должна работать, чтобы достичь каких-либо высоких результатов в моей профессии.

– Остаться в балете очень сложно…

– У меня был такой момент. Я увидела балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и захотела быть там, с этой красотой, с этими красивыми женщинами с изящными руками, которые делают потрясающие движения. Я заявила, что буду балериной и обязательно пойду в хореографическое училище. Мама всячески отговаривала, говорила, что мне нельзя будет есть сладкое. Она не хотела, чтобы я пошла в артистки и стала балериной. Но я была упрямым ребенком, у меня была цель. Помню, что пришла на занятие и мы весь урок медленно делали батман тандю. Монотонность бывает скучна ребенку. Но нужно научиться преодолевать сложности. Мама тогда подумала, что я не захочу продолжать, но я ответила, что подожду и посмотрю – чем это закончится. Педагог дает мотивацию, чтобы дети хотели достичь высот в свое й профессии. Особенно если есть данные от Бога.

Преодоление себя – основа балета

– Сегодня популярно отдавать детей в балетные студии. Как вы к этому относитесь?

– Я понимаю родителей: они приходят в театр и видят красоту спектакля, потрясающую легкость, с которой артисты выступают на сцене. Но никто не задумываются над тем, что находится за кулисами этой профессии. Это каждодневный труд: могу не могу, хочу не хочу – встал и пошел на класс. Это крепатура, к которой нужно привыкать, это вытянутые ноги, удерживаемые руки, мышцы живота. Когда все болит, но снова интенсивная физическая нагрузка… Когда перемотал больное колено, больной ахилл, вышел и станцевал так, чтобы зрители даже не задумались о твоих проблемах. Многие родители не понимают, что это профессия очень сложная. У артистов балета нет ни одного праздника. Мы все праздники работаем, приносим людям восторг и радость. Кто готов на это? Если бы родителям заранее рассказывали о таких моментах, может быть, они передумали. Как сказал мой коллега, партнер, звезда Большого театра Николай Цискаридзе: «Кто не хочет напрягать свое тело – это профессия не для них». Балет – это каждодневное насилие над своим телом. У нас, как и у спортсменов, чтобы достичь результатов – должен работать много и самоотверженно.

– Конечно, не все пойдут и не все станут балеринами…

– Если рассматривать балетные студии как досуг, то это важно для формирования красивого тела, красивой осанки. Обязательно приучать детей к прекрасному, приводить их в театр. Здесь и музыка, и сценография, и красивые костюмы, и декорации. Погружение в мир искусства делает нас лучше! Все сюжеты спектаклей направляют нас на то, чтобы мы были замечательными людьми.

– Школа русского балета по праву признана самой лучшей в мире, в чем ее особенность?

– Русские артисты балета с давних времен были самыми выразительными. Русская школа классического танца, сформировавшаяся в конце позапрошлого и начале прошлого века, является синонимом мастерства, изящества, преданности своему делу. Конечно, итальянцы и французы внесли «свою технику», но русские танцуют душой, верхом и руками. Я всегда учу своих воспитанников уделять внимание верху и работе рук, это красиво, ведь главный посыл идет от внутреннего состояния и души.

– Елена Андреевна, сегодня вы преподаете в ГИТИСе, готовите педагогов – хореографов и даете мастер-классы для артистов балета…

– Закончив карьеру, я продолжаю жить в своих учениках. Их результаты – это мои результаты. Балерина – это навсегда! Я семь лет уже не тренируюсь, но продолжаю поддерживать свою форму, в том числе на интенсивных мастер-классах. В ГИТИСе я выпускаю педагогов-хореографов нашей замечательной профессии, которых сейчас не хватает. Педагог – это другая профессия, ты должен быть и психологом, должен мотивировать, но и понимать усталость, понимать уровень нагрузок, тем более для маленьких артистов балета. Своим искусством мы приносим праздник и радость зрителям. В жизни каждого человека бывают ситуации, когда тяжело и тогда театр дарит позитивное, благостное состояние души, помогает «перенастроиться». За этим зарядом энергии и приходят в театр и как же здорово быть частью мира искусства…

 

Беседовала Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»