Вспоминая фестиваль...

Л.Б. Пикман об итогах III Всероссийского фестиваля «Видеть музыку» (Москва, сентябрь-ноябрь 2018)

Самое яркое из того, что запомнилось...

Все впечатления я бы разделил на 2 части. Первое – это сам наш спектакль, его участие в фестивальной программе – главное событие, о котором было много сказано еще в сентябре. Нельзя говорить об итогах, не упомянув всё-таки о самом событии. Осуществить его помог грант, благодаря которому мы выехали, и вряд ли в ближайшее время сможем это повторить. А причина банальна. Нам есть с чем ездить, и мы работаем, над тем чтобы появлялись новые спектакли. Но грант ежегодно выигрывать невозможно. Как говорят, бомба в одну воронку два раза подряд не падает. Поэтому конечно же нам надо отойти от этой эйфории, и посмотреть на себя, какие мы, и что у нас за плечами. И Москва тоже должна от нас, от всех – провинциальных театров, отдохнуть. Потому что там, конечно, много и своих прекрасных постановок.

Есть такой опыт, я бы назвал его отрицательным, когда театры, которым регулярно помогают выезжать, вывозят спектакли не для того, чтобы поразить публику, а просто ради того, чтобы «проветрить» какой-то спектакль, может быть удачный у себя в городе, но не в Москве. Эта мысль как раз и озвучивалась на конференции по итогам третьего фестиваля «Видеть музыку»: организаторы убеждали театры вывозить то, что позволит оценить их именно «по гамбургскому счету». И я с этим абсолютно согласен.

Еще полгода назад никто не мог предположить, что мы выберем спектакль «Così fan tutte», который шел у нас под названием «Школа любви». Он не был лидером нашего показа, не был той изюминкой, которой бы хотелось начинить этот фестивальный пирог. Но в результате того, что мы немножко изменили имидж этого спектакля, ввели туда других артистов, спектакль ожил. Он получился такой, что в Москве его встретили «на ура». Это классно!

Вторая часть фестиваля не менее важна – это подведение итогов. Кстати, завершал фестиваль Ростовский музыкальный театр, о котором расскажу позже. Но главным событием стала конференция, которая проходила с 12 по 14 ноября. Она была посвящена очень многим вопросам: имиджевые проекты театра, работа со зрителем, рекламная деятельность. Я сразу хочу сказать, что сейчас очень большое внимание уделяется небумажной рекламе. Потому что КПД от бумажной рекламы ничтожно мал. Мы пока очень здорово, эффективно используем эту рекламу, учитывая специфику нашего города и нашу театральную публику, привыкшую к традиционным афишам, буклетам, листовкам. Но в других театрах – это пройденный этап. СММ – это «номер один» (СММ – из английского языка «Social Media Marketing» дословно означает «маркетинг в социальных сетях»). Этим занимаются специальные люди, это прекрасно работает, и можно оценить реальный эффект.

Кроме того некоторые мои коллеги из Краснодара, Уфы, Перми, Ростова рассказывали о фестивалях, которые проводят у себя в театрах. В этом смысле «все пули летят мимо нашего города». А мне бы очень хотелось, чтобы в этом списке был и Волгоград.

Еще не могу не упомянуть об интересном опыте коллег, которые используют в своей работе волонтеров. Мы много спорили, обсуждали эту тему. Волонтерское движение работает именно как инструмент развития. Мы с вами видели на ЧМ по футболу красиво одетых юношей и девушек, которые направляли потоки гостей и болельщиков. В принципе, работа волонтеров приносит огромную помощь. Вероятно в какой-то форме волонтерское движение можно использовать для создания имиджа театра. Над этой темой мы тоже будем думать и пробовать внедрять в нашу жизнь.

Отдельно хотелось бы коснуться критики. На фестивале работали лучшие критики Москвы, а значит – всей страны. Очень серьезные люди: Елена Алексеева, Лариса Долгачева, Никита Курочко, Александр Матусевич, Григорий Спектор и многие другие. Обсуждение спектаклей проходило за круглым столом. Из пяти человек, которые присутствовали там – четверых я видел в «Геликон-опере» на нашем спектакле. Это очень здорово! И, конечно же, я с волнением ждал их оценки. Мне очень понравилось, что даже в ноябре, когда прошло два месяца после нашего показа, оценка была дана очень живо и профессионально. Рецензий на спектакль много, их можно почитать. Но главное то, что было сказано между строк: очень крепкий коллектив, серьезный театр. Было отмечено, что еще три года назад никто не знал, что такой театр существует. А фестиваль «Видеть музыку» проводится третий раз. И если в первом фестивале я принимал участие, как частное лицо, то год назад мы вступили в Ассоциацию музыкальных театров, и я представлял театр, как юридическое лицо и серьезный коллектив, то уже в третьем фестивале мы стали полноценными участниками. Такой скорости внедрения в эту семью, достаточно капризную, солидную, которая далеко не всех принимает в свое общество, не предполагал никто, а мы внедрились и на очень высоком уровне.

Хорошо была оценена работа нашего оркестра. Нам с главным дирижером театра Сергеем Гриневым было приятно, и для него поездка оказалась очень полезной. Что касается солистов, то критики особенно отметили работу заслуженной артистки РФ Анны Девяткиной. Она пела арию Деспины. И было очень приятно слышать от них, буквально цитирую: «Деспина волгоградского театра достойна самых лучших театральных подмостков мира». Такой оценки были удостоены еще несколько солистов. Но это были очень известные имена, буквально монстры, которые давно ездят, много гастролируют не только в Москве, в Питере, но и по стране. И в их числе – наша Анна Девяткина, – таково было мнение критиков.

Конечно, откровенно негативных оценок не было: плохой театр или ужасный театр. Не было и снисходительного отношения, когда жалеют убогого, гладят по головке: «ну ничего, ничего, все будет хорошо». Оценивали четко, жестко, профессионально. Критики ведь хвалить не любят, поэтому к некоторым довольно сурово отнеслись, в частности к тем театрам, которые привезли проходной спектакль. И, конечно, мы бы не хотели быть в их числе.

Поэтому еще раз хочу сказать: будем надеяться на гранты, будем пробовать участвовать в фестивалях за государственные средства, потому что для театра это очень важно! А еще мы будем очень критично выбирать тот спектакль, который повезем.

Уроки, которые удалось извлечь...

Единственное что, я бы поменял, это автобус на самолет или даже на поезд. Но, увы! Это, к сожалению, не зависит от нас, потому что финансируют всю бюджетную сферу двумя этапами: сначала дают третью часть, а потом, после приезда, отчета – все остальное. И чтобы отправлять людей на самолетах-поездах надо иметь в наличии миллиона полтора-два лишних денег, которых у нас нет!

Наверно удалось расставить некие акценты, именно в той части, которая собственно и презентует театр. Мы пытались сохранить спектакль в том девственном виде, в котором он существует. Но московский зритель, возможно, уже привык к более аскетичным постановкам: минимум декораций, лаконичные костюмы. Там совершенно другой уровень акустики, светового, звукового оборудования. При использовании всех этих новейших средств простые, даже черно-белые костюмы, бывают представлены на сцене таким образом, что можно сойти с ума. И декорации тоже могут быть более современными. Но здесь существует очень тонкая грань между аскетизмом и беднотой. Потому что если Серебренников создает пустую сцену за десятки миллионов рублей, то нам можно сделать пустую сцену за 15 тысяч. И это, как бы ни смешно звучало, – будет видно. Тут надо очень тонко чувствовать границу.

И, конечно, хотелось иметь перед спектаклем еще хотя бы одну техническую репетицию. Творческих репетиций было две, и этого было достаточно. Наши солисты приехали подготовленные, четко знали свои партии, оркестр великолепно все играл. Не хватило прогона, который позволил бы в полной мере адаптировать спектакль к уникальной сцене «Геликон-оперы». Хотя конечно, не хочу обижать другие театры, где проходили спектакли фестиваля: и «Новая опера» великолепна, и «Театр имени Натальи Сац» прекрасен, и совершенно чудесен «Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко». Про «Большой» я даже не хочу говорить, можно просто возле него спеть и уже будет здорово. «Геликон-опера», в котором мы выступили, театр Чехачева, театр Покровского с его камерной сценой – в любом мы сможем сыграть спектакль, если пригласят.

Что касается исполнительского мастерства, то мы могли бы спеть лучше. Хотя, надо признать, что в Москве наши артисты пели великолепно, примерно в два раза лучше, чем обычно на родной сцене. Но можем – еще лучше, так что нам явно есть над чем работать.

Обязательно должен рассказать о спектаклях, которые посмотрел там. Особенную зависть вызывали провинциальные театры, где имеются потрясающие голоса. Я слышал много спектаклей и совершенно великолепных солистов в Москве, где по-другому и быть не может. Там на каждую партию – десятки человек, которые готовы подставить коллеге плечо или «ножку», может быть, чтобы занять вакантное место. Меня поразила молодая труппа театра имени Натальи Сац, которая исполнила уникальную барочную оперу «Орфей» Клаудио Монтеверди. Музыканты играли на аутентичных инструментах: 3 вида клавесинов, флейты, какие-то невероятные струнные, медные духовые – как это было здорово! Ростовский театр исполнил великолепную кантату Карла Орфа «Кармина Бурана» и «Пиковую даму» Чайковского. Несмотря на критику отдельных солистов – общий уровень высочайший.

И в завершение фестиваля прозвучал гала-концерт, на котором состоялось, ставшее уже традиционным, вручению статуэтки «Легенда». Ведь победителей на этом на фестивале нет. А премия «Легенда» вручается тем, кто заслужил бесспорное всенародное признание. В этом году это были: примадонна Большого театра Маквала Касрашвили, дирижер Александр Анисимов, звезда балета Галина Шляпина, легенда оперетты Герард Васильев, патриарх музыкального театра Григорий Спектор, режиссер оперетты Кирилл Стрежнев. Гала-концерт запомнился тем, что в нем приняли участие как раз не звезды, это была презентация молодых талантливых исполнителей, солистов оперных театров – Бурятского, Якутского, Пермского, Иркутского, Красноярского, Краснодарского, Ростовского. После концерта, когда мы ехали с ними в автобусе, я выяснил, что они пока не поют те знаменитые партии, арии из которых исполнили на концерте: Каварадосси или Аиду. Это были лишь концертные номера. Но потенциал молодежи таков, что, я уверен – оперное искусство в нашей стране на величайшем подъеме. Я надеюсь, что когда-нибудь и наши солисты тоже выступят в гала-концерте. И это будет вот такая же молодежь до 30 лет, которая и составит в будущем костяк нашей оперной труппы. Мы будем стремиться, чтобы к нам приезжали также и готовые прекрасные специалисты, у нас есть возможность их приглашать. А уровень профессионализма нашего театра таков, что приезжая, люди готовы здесь остаться надолго.

О планах на будущее...

Я уже говорил, что на встречах с коллегами речь шла о самых разнообразных фестивалях, которые проводятся у них. Это и хореографические, и камерные, и хоровые, и оперные, и даже фестиваль современного танца. Наш православный фестиваль – тоже огромный шаг вперед с духовной и познавательной точки зрения. Но не надо забывать, что у нас же несколько лет назад постоянно проходил фестиваль «Оперный альянс». И зритель помнит, что в рамках этого фестиваля шли великолепные оперы «Ариадна», «Свадьба Фигаро», приезжали известные режиссеры, дирижеры. Мы очень гордимся, что здесь у нас за пультом стояли маэстро Фабио Мастранжело, Константин Орбелян. Конечно, возникло огромное желание этот фестиваль возродить. Очень надеюсь, что в 2019 году, объявленном годом театра, а именно на сцене «Царицынской оперы» 13 декабря пройдет его открытие в регионе, наша мечта – возродить фестиваль «Оперный альянс», осуществится. И очень рассчитываю, что это мероприятие, вошедшее в региональную программу Года театра, будет профинансировано. Можно конечно ждать денег, а можно уже начать конкретно готовиться. Ведь разговор с творческими людьми надо начинать вести заранее. Уже сегодня могу сказать: фестивалю «Оперный альянс» – быть! Мы разработали программу, готовы пригласить на нашу сцену один из лучших, старейших коллективов страны. Пока, до появления афиши, сохраню интригу. Они приедут с двумя спектаклями: опера и балет. В рамках фестиваля прозвучит и наш спектакль. Это будет одна из новых постановок, экспериментальный спектакль, поставленный драматическим режиссером Владимиром Бондаренко – «Богема» Джакомо Пуччини. Ведущие партии исполнят приглашенные оперные звезды. По опыту завершения прошлого сезона стало очевидно, что приглашение солистки Московского музыкального театра им. Немировича-Данченко Натальи Мурадымовой и солиста Мариинки Дмитрия Демидчика на ведущие партии в нашей «Тоске» принесло огромный успех. Наш великолепный спектакль заиграл новыми красками, а участие столичных звезд доставило истинное наслаждение и нашим зрителям, и коллективу театра.

На гала-концерт обязательно пригласим наших коллег из музыкального тетра. И я думаю новый руководитель Ольга Игоревна Третьякова, которую я, пользуясь случаем, хочу поздравить и пригласить пока таким образом, а потом уже официально.

Поездка в Москву стала для нас огромным стимулом к осуществлению самых невероятных планов. Мы хотим поставить «Кармину Бурану». Я увидел ее в исполнении ростовского театра. Это хоровая кантата, которая превратилась в фееричный, бешеный по темпу и по энергетике спектакль. И сегодня мы эту идею обязательно начнем воплощать в жизнь, чтобы в феврале-марте наш зритель тоже получил возможность ее увидеть. У нас для этого есть все: режиссер, балетмейстер, прекрасный хор, великолепные солисты оперы и балета, которые в состоянии эту мечту превратить в реальность.

И последнее из множества свежих мыслей… Мы задумали постановку грандиозного оперного полотна. То, что мы сейчас готовим новый вариант оперы «Кармен» на языке оригинала – это, конечно, здорово! Но работа уже идет, и из планов её уже можно перевести в разряд свершившегося. А из самого сокровенного, наверно можно уже назвать – это опера А.П.Бородина «Князь Игорь». Если критики еще два года назад не знали о существовании нашего театра, то мы сами даже подумать не могли, что кроме арии Ярославны и арии князя Игоря, сможем вообще что-то исполнить. Потому что это фантастический спектакль, дающий огромные возможности для творчества художников – великолепные костюмы, декорации. Это историческое русское полотно: любовь, трагедия, предательство, хеппи-энд – что не часто бывает в операх. Надеемся, что участие в гранте губернатора в Год театра позволит нам воплотить в жизнь наши задумки. Кроме того, после феерического показа премьеры балета «Спящая красавица», которую мы два года готовили, хотим поставить балет Л.Минкуса «Дон Кихот». Это будет огромный подарок для нашего зрителя.

О пользе фестивалей...

Участие в фестивалях всероссийского уровня, а всероссийский уровень зачастую бывает даже выше чем международный – очень важно! Ведь Россия такая большая, такая грандиозная – столько театров, столько предложений, столько великолепных мастеров: и режиссеры, и художники, и балетмейстеры сейчас руководят театрами! Все это, конечно, делает участие в таком фестивале гипер-важным. Это необходимо для нас – для руководителей, которые заряжаются позитивной энергией, начиная понимать, что ничего невозможного нет. Надо просто каждый день делать шажок вперед: ползти, бежать, идти, прогуливаться, я не знаю что еще, но надо каждый день делать движение вперед.

И для артистов это невероятно важно. Потому что выступить на подмостках лучших театров Европы, а в Москве, однозначно – театры одни из лучших в Европе. Это абсолютно очевидно. С этим даже невозможно спорить. Важно показать себя солидной, искушенной публике. Мне кажется, что сегодня есть огромное желание и заинтересованность у всей труппы участвовать в таких гастролях.

И еще хотел бы сказать, что важно и то, что мы выезжаем, и что к нам приезжают. Вот эти совместные гала-концерты с великими артистами и участие этих солистов в наших спектаклях тоже очень необходимо театру. Поэтому мы будем это делать – и приглашать, и выезжать сами. Мы будем стремиться к тому, чтобы о нашем театре узнало как можно больше людей не только в нашем городе, в стране, и за рубежом тоже бы не помешало. А у нас для этого есть все: таланты, менеджеры, наш дружный, прекрасный коллектив. И я уверен, что уже сегодня поддержку со стороны нашего учредителя мы можем реально ощутить, она есть. И мы очень рассчитываем, что она будет нам оказана и в дальнейшем. И мы её оправдаем.

Справка:

Третий фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» это:

  • 2 месяца работы в Москве (с сентября по ноябрь 2018 г.);
  • 22 театра-участника;
  • 33 спектакля в афише;
  • 2500 артистов и музыкантов;
  • более 60 публикаций о фестивале в столичной прессе!

Ответы Л. Пикмана записала А.Тарабрина

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»