«Бахчисарайский фонтан»

«Бахчисарайский фонтан»

Балет в 2-х действиях (12+)
Музыка: Б. Асафьев
Продолжительность 1 час 50 мин

  • Либретто Н. Волкова по поэме А. С. Пушкина
  • Дирижер-постановщик – Медет Тургумбаев
  • Хореография Артура Пантыкина
  • Художник-постановщик – засл. художник РФ Сергей Болдырев
  • Художник по костюмам – Ольга Колесникова

Сюжетная основа балета «Бахчисарайский фонтан» – одноименная поэма А. С. Пушкина. В 1820 году во время южной ссылки поэт посетил Бахчисарайский дворец крымских ханов. Там он видел знаменитый «Фонтан слез», воздвигнутый, по преданию, ханом Кырым-Гиреем в память об умершей любимой наложнице Диляре. Сам фонтан особого впечатления на поэта не произвел, но легенда тронула его сердце и сподвигла на создание поэмы. В 1824 году Александр Сергеевич публикует «Бахчисарайский фонтан», полный недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из ниоткуда и снова исчезают, предлагая читателю самому «додумать» историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан». Драматург Николай Волков, композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – теперь танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр – драматический балет.

В 1934 году состоялась премьера «Бахчисарайского фонтана» в Ленинграде в Мариинском театре. Два года спустя балет впервые появился в репертуаре Саратовского театра в постановке балетмейстера Сергея Кеворкова. После 1936 года в нашем городе «Бахчисарайский фонтан» ставился еще несколько раз, неизменно привлекая внимание любителей музыки и хореографии.

Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» основана на хореографии Артура Пантыкина, созданной к премьере 1979 года. Бережно сохраняя традиции, балетмейстер внес необходимое современное звучание и новые хореографические элементы в свой спектакль. В музыкально-пластическом рисунке возникают пленительные романтические образы – благородная, гордая Мария, деспотичный хан Гирей, страстная, трагичная в своей отверженной любви Зарема.

«Бахчисарайский фонтан» – лирический балет-поэма. Отсюда и особое внимание к жесту, как к сказанному слову. Танцы строятся как монологи и диалоги, герои балета словно «произносят» полные чувств и драматизма пластические «четверостишия». Легенда о безответной любви хана Гирея к пленной полячке Марии превращается в хореографическую драму, в которой восток и запад, любовь и страсть столкнулись в единстве и борьбе противоположностей.

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»