Арт-декор от оперного театра

В руках мастериц «Царицынской оперы» заблистают даже гусеницы

В мастерской художников по отделке театра «Царицынская опера» Евгении Комаровой и Оксаны Никоноровой царит творческая атмосфера. На столе паяльник, термопистолет, свечи и много ткани, из которой рукодельницы создают веточки и веночки. Оксана, вырезает форму, Евгения обжигает края органзы, Оксана приклеивает их к леске, создавая неповторимые и легкие композиции. Мастерицы заканчивают подготовку к опере «Кармен» и параллельно ведут работу над элементами декора к постановке сценической кантаты «Кармина Бурана».
Батоны и рога для оперы «Кармен»

– У меня готовы три шляпы для тореадоров, – крикнул на ходу шляпник Александр Козлов, – имейте ввиду.

– Отлично, – ответила Евгения, – у нас уже предпоследние подготовительные работы. Рога приклеили, нос отдали на покраску, стойку для головы быка сделал наш бутафор.

– Посмотрите на батоны, которые я только что закончила, – показывает мне Евгения кадры в ее телефоне. – Они из пеноплекса и выглядят настолько натурально, что люди ходят их съесть. Для придания естественного вида я обклеивала их марлей, а художники реалистично покрасили.

– Вчера мы видели результаты работы над костюмом Эскамильо, ткань здорово переливается со сцены, – рассказала Оксана, – пайетки и камни пришлись очень кстати. Яркий образ был создан из разных фрагментов аппликации, которые мы буквально собирали по кусочкам. Эскиз отделки был придуман главным художником Еленой Павловской, мы лишь повторили его. Если перефразировать стихи Анны Ахматовой, то у нас получится: «Когда б вы знали, из какого сора растут... костюмы». Мы бережно собираем и храним остатки тканей с предыдущих работ, они могут пригодиться в любой момент.

Впрочем, элементы декора оперы «Кармен» для рукодельниц – не самые сложные, но трудоемкие. К примеру, больших трудов стоило набивание более 30 метров блочек (отверстия в поясах, корсетах, фрагментах оформления обуви. Самыми яркими по отделке стали пиджаки Эскамильо и жилеты тореадоров и декорированные головные уборы. Непростой была работа над ширмой из реек, отделанных канатом...

136 камней для покрышки балерины

– Декорирование костюмов в полном объеме было в балете «Спящая красавица», – в один голос утверждают рукодельницы. – Мы днями напролет сидели и расшивали пайетками и камнями покрышки пачек и лифы балерин. А сколько было нашито разных бантиков, листиков, пайеток, камней на рукавах и корсетах костюмов королевы, короля, придворных... Кропотливой была работа также по обшивке тесьмой и парчой мебели.

Только на украшение пачки принцессы Авроры было использовано 136 камней. При этом костюмы для главных персонажей всегда дублируются на случай замены артиста, а это значит, что 272 камня на две юбки. Мастерицы пришили более 1300 листиков на костюмы дриад – лесных фей. Счет помогал понять – на каком этапе работы они находятся. Порой украшений было так много, что приходилось уменьшать их количество . Например, у костюма феи Флорины убрали часть камней, листиков, чтобы партнер во время танца не оборвал их.

– Вот коляска для принцессы, которую мы задекорировали, – показывает Евгения фото в телефоне, – из обычной она превратилась в королевскую благодаря красивым тканям, драпировке и элементам.

Навыки по созданию мягкой игрушки помогли Оксане сшить головы Волка и Кота в сапогах для дивертисмента на свадьбе принцессы Авроры.

– Примечательно, что костюмы для балета «Спящая красавица» шились два года, а параллельно создавались образцы декора для других спектаклей и концертных программ, – поясняет Оксана. – Это был очень интересный опыт, поскольку я только пришла работать в театр и сразу погрузилась в увлекательный процесс.

Евгения Комарова работает в «Царицынской опере» год, в творческую мастерскую она пришли после Оксаны Никоноровой. Мастерицы знали друг друга до театра, пересекались на профессиональных выставках. Обе создают очаровательные куклы и игрушки. При этом Евгения работает в технике валяния, любит шить мягкие игрушки и делать куклы из полимерной глины. А Оксана серьезно увлекается поделками из дерева и ее куклы тоже деревянные, а иногда в ход идет натуральная кость. Евгения попала в рукоделие из профессии инженера-эколога. А Оксана по специальности художник-модельер трикотажного производства.

Розовый талисман и кукла-марионетка из «Алисы»

– Моей первой работой в театре стала мягкая набивная хрюшка, которую качала на руках герцогиня в сказке «Алиса в стране чудес», – вспоминает Евгения. – Она получилась очень живой и обаятельной, особенно после бликов на глазки и выразительных бровей. Сначала потребовалась голова, а буквально за день до премьеры мне пришлось в срочном порядке сшить и тельце. Розовый поросенок принес мне удачу, последующая работа буквально захватила меня.

– Для меня работа над сказкой «Алиса в стране чудес» стала первым опытом создания куклы-марионетки, – делится Оксана. – Помните, когда Алиса съела пирожок и уменьшилась? Там и пригодилась моя кукла. Изготовить подвижными все части тела было довольно сложно, но это стоило того. Испытываешь настоящий драйв, когда твои задумки нравятся. А воплощать их в жизнь – настоящее удовольствие.

– Со сказкой связано много ярких моментов, – продолжает Евгения. – Там была целая эпопея с ушами, хвостами многочисленных персонажей. Уши у Мартовского заяйца и мышки Сони менялись в размерах, а хвосты и вовсе появлялись в самом конце. Их нужно было буквально «настругать» из ткани за считанные часы. Хвостик пришивался уже перед прогоном и Чеширскому коту. Впрочем, на генеральной репетиции бывает много корректировок. И наши сумочки со всем необходимым всегда наготове.

– Декорировать сказку было очень интересно, каждый образ был продуман до мелочей, – снова Евгения. – Помните гусеницу, она у нас была увешана листьями, ягодками, ленточками. И так каждый персонаж.

Мастерицы говорят о работе с огромной любовью и каждое их произведение хранит частичку их души. Наверное, поэтому костюмы героев на сцене «Царицынской оперы» всегда великолепны.

– Каждый день нас ждут сюрпризы, – улыбаются рукодельницы. – Работа помогает поддерживать творческий настрой и всегда быть готовыми к решению новых задач и даже изобретению новых технологий.

А дома, порой в ночное время, когда все родные уже накормлены и спят, мастерицы продолжают создавать свои произведения. Ведь творчество для них необходимо как воздух, чтобы двигаться дальше и открывать в себе новые таланты.

 

Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»