
«Цветовой аккорд» в стенах «Царицынской оперы»
В театре «Царицынская опера» совместно с Волгоградским музеем изобразительных искусств им. И.И. Машкова открылась персональная выставка живописи Ани Айрапетян «Цветовой аккорд». Зрители театра смогут познакомиться с творчеством художницы с 15 января по 31 марта 2025 года. Экспозиция объединяет 20 произведений, созданных в 2013 – 2024 годах.
Совместный просветительский проект оперного театра и Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова позволяет познакомить зрителей с творчеством волгоградских художников. Ани Айрапетян – волгоградская художница армянского происхождения. Она родилась в Армении, в городе Аштарак, а в 1994 году вместе с семьей переехала в Волгоград. Здесь прошли ее детство и юность. В 2004 году семья вернулась в Армению. Ани закончила Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна по специальности «изобразительное искусство и черчение». В 2011 году семья художницы вновь перебралась в Волгоград, и ее дальнейшая творческая жизнь оказалась связана с нашим городом. С 2012 года Ани Айрапетян ведет активную выставочную деятельность, с 2015 является членом Союза Художников России.
В творчестве Ани Айрапетян значительное влияние национального армянского искусства соединяется с ориентацией на европейский модернизм. Среди любимых авторов наряду с Анри Матиссом, Винсентом Ван Гогом, Полем Гогеном, Пабло Пикассо художница называет выдающихся армянских мастеров Мартироса Сарьяна, Ашота Ованесяна и Минаса Аветисяна. Последнего искусствоведы часто характеризуют как фовиста, опиравшегося на национальную художественную традицию. Колорит картин Ани близок палитре Аветисяна. Крупные динамичные мазки, контрастные цветовые решения, стремление к напряжению живописной пластики – все это позволяет говорить о развитии творческого метода Ани Айрапетян в русле смелых открытий армянской школы живописи в XX веке.
Цвет вообще является главным средством художественной выразительности в работах Ани. Яркий, теплый, насыщенный – он определяет эмоциональное звучание ее произведений, задает жизнерадостное, приподнятое настроение. Тяготение к плоскостной трактовке фигур, зачастую «заливке» чистым цветом сообщает работам декоративный характер. В этом контексте интересна картина «Читающая женщина» (2023), на которой изображена мама художницы с любимым псом Джеки.
На протяжении своего творческого пути автор неоднократно обращается к горным пейзажам родной Армении: «В горах» (2019), «Красное дерево» (2017), «Мой город» (2013), «За горами» (2013), «Красный домик» (2021). На картине «Хор Вирап» (2013) перед зрителем предстает древний неприступный монастырь у подножия Арарата.
Пейзажи Ани, как правило, немноголюдны. Она населяет своими персонажами жанровые сценки: ее герои ткут ковры, пекут лаваш, тихо беседуют в тени деревьев, танцуют, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Обезличенные, погруженные в традиционные занятия, как и сотни лет назад, они как бы находятся вне времени. Бытовые сценки за счет высокой степени обобщения, уподобления персонажей, их жестов и поз знаку, понимания некоторых сюжетов как коллективных ритуалов приобретают в картинах Ани Айрапетян значение национальных образов-символов: «Ковровщица» (2021), «Беседа» (2017), «Творение» (2014), «Маленький уголок большой Земли» (2014). Коллективное начало проявляется и в ее произведениях о современности – героями здесь выступают балерины на льду, жокеи, лыжники и альпинисты.