Мечта Шаляпина претворилась в жизнь на сцене «Царицынской оперы»
У оперы «Алеко» появился пролог и яркий характер героя
Вчера в «Царицынской опере» давали «Алеко» – уникальный спектакль, «дописанный» режиссером Валерием Раку. Вступитальная часть родилась из романсов Сергея Рахманинова, дополнилась пластическими решениями, проявив характер главного героя в полной мере. Эксперимент на основе музыкального и литературного материала великих классиков С. Рахманинова и А. Пушкина стал открытием для оперного театра не только Волгограда, но и страны.
О том как создавался спектакль, насколько сложно было сочинять дополнительный акт с нуля и как отреагировали на это актеры и зрители рассказал сам режиссер оперы «Алеко», заслуженный деятель искусств России, член Международного Вагнеровского общества, режиссер московского театра «Новая Опера» Валерий Раку.
– Валерий Васильевич, вы сразу согласились поставить спектакль «Алеко»?
– Мне всегда нравилась музыка Сергея Рахманинова, но к опере «Алеко» я никогда не прикасался, хотя и любил это произведение. Когда мне предложили стать режиссером этого спектакля, я с удовольствием согласился. «Царицынская опера» для меня очень дорога. В 90–е годы я принял активное участие в создании в Волгограде Оперной антрепризы, первым спектаклем которой стала в 1993 году опера «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини.
– С чего началась работа над спектаклем?
– Опера «Алеко» одноактная. Главный герой появляется как человек из космоса. Поэтому у меня сразу появилась мысль поразмышлять о его жизни до появления в цыганском таборе. Я тогда задумался: А какой Алеко? Откуда он появился? Из какого мира и чем он живет? Что привело его в табор, ведь цыгане свободолюбивый народ. Они не приемлют насилия, для них нормой является переходящая любовь. У них другое восприятие жизни, другие ценности. Многие наши соотечественники совершают ошибки, когда переезжают в другие страны, но пытаются жить там по российским законам, с российским менталитетом. Так же и Алеко продолжал жить по своим принципам в цыганском таборе. Мысль о появлении вступительной части в опере подкрепилась просьбой друга Сергея Рахманинова Федора Шаляпина о создании пролога. На базе музыки великого композитора воссоздан мир, образ жизни Алеко до прихода в табор.
– Можно сказать, что мечта великого Федора Шаляпина претворилась в реальность на сцене «Царицынской оперы»?
– Да. Впервые языком музыки вместе с артистами мы создавали вступительную драматическую часть спектакля. В этом принципиальная новизна оперы «Алеко». Мы с нуля создали первый акт и появилось новое удивительное произведение.
– Как отреагировали артисты оперы?
– Было сложно. Артистам легко давалась написаннная часть оперы, а вот с вступительным драматическим прологом пришлось поработать. Важно было донести мысль, что мы вместе создаем это произведение. У нас было очень мало времени, но мы справились. Артисты театра «Царицынская опера» замечтальные, с ними можно делать яркие эксперименты.
– Не планируете посмотреть, «почистить» спектакль, ведь ему уже исполнился год со дня премьеры?
– Скорее вернуть эмоции, зарядить артистов на ощущение рождения на сцене уникального спектакля – оперы «Алеко».
Беседовала Анжела Буцких