07 июня (пятница) в 18:30

Фестиваль искусств «Оперный альянс»
Гастроли Саратовского академического театра оперы и балета

Купить билет

«Дон Жуан»

«Дон Жуан»

Вольфганг Амадей Моцарт

Опера в 2-х действиях

Либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы

Дирижер спектакля – Аркадий Шур
Режиссер-постановщик – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян (Москва)
Художник-постановщик – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии Республики Беларусь Эрнст Гейдебрехт (Германия)
Художник по свету – Екатерина Чернощекова
Хормейстер – Анна Вильперт

Возрастное ограничение 16+
Исполняется на итальянском языке с синхронным переводом
Продолжительность спектакля 2 часа50 мин.

«Дон Жуан» – величайшая из когда-либо написанных опер, такое мнение высказывали Джоаккино Россини, Шарль Гуно, Рихард Вагнер, Петр Ильич Чайковский. Моцарт назвал свою оперу «drammagiocosa», что означает «веселая драма». Это определение подчеркивает своеобразие оперы, в которой сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. На классическое комедийное либретто Вольфганг Амадей Моцарт создал глубокое и чувственное произведение, исполненное страстями и резкими столкновениями характеров. Драматическая составляющая оперы выведена автором на новый уровень. Дон Жуан Моцарта – не традиционный «озорник»-кутила, он – натура исключительная, человек ренессанса, романтический герой, который противопоставляет себя толпе с ее мещанской моралью.

Оригинальное режиссерское прочтение гениального творения Моцарта на саратовской сцене представлено в сценической версии режиссера-постановщика Георгия Исаакяна (Москва).

Георгий Исаакян (режиссер): «Миф о Дон Жуане – один из самых известных европейских культурных мифов. О нем создано множество разно жанровых произведений – пьес, опер, оперетт, романов, фильмов... Почему этот персонаж европейской мифологии вызывает такой интерес? Каждая эпоха создает своего Дон Жуана, в нем есть нечто, что важно для каждого времени. Когда-то было актуально его стремление к свободе, в другое время – принципиально важно влечение Дон Жуана к гармонии, и наконец, к нему привлекала его открытость к наслаждениям. Но были эпохи, когда ханжески порицались человеческие слабости и пороки, и тогда на первый план выходило второе название произведения – «Наказанный распутник». Что такое Дон Жуан для меня сегодня? Мне кажется, наше достаточно общительное и открытое время, несмотря на то, что мы в социальных сетях постоянно друг другу что-то посылаем, «лайкаем», «постим»…, абсолютно дегуманизируется. Сегодняшний мир, при том что он достаточно откровенный, практически разрешающий в частной жизни все, – на самом деле ханжеский, бесчеловечный. И в этом смысле Дон Жуан для меня – один из столпов гуманистической европейской культуры. Он – человек ренессансный, для которого существует небо, земля, красота. Его умение в каждом человеке, собеседнике увидеть Человека, для каждого стать разным, быть привлекательным, свежим – в сегодняшнем мире ценится выше, чем золото. Сегодня интересных собеседников, мужчин, вглядывающихся в женщин, и женщин, вглядывающихся в мужчин, встретишь очень редко. Мы все куда-то бежим, нам некогда остановиться, посмотреть друг другу в глаза и увидеть неповторимый мир в них. Мы говорим очень много банальностей, правильных слов, но они не входят в нас. Массовая культура сегодня «заточена» на удовлетворение собственных потребностей. Дон Жуан для меня воплощает человека, которому не лень остановиться, бросить все, вглядеться, вслушаться, спросить своего собеседника: «Чего тебе хочется?». Ведь каждый человек – это неповторимая вселенная.

Гениальное произведение не ограничивается какой-то одной мыслью, в нем огромное количество слоев. Время, читатель, зритель считывает те слои, которые он может осознать и которые ему интересны. Я надеюсь, что наш спектакль тоже будет многослойным. Один пласт спектакля – гуманистический. Другой – психологический, все мы дети своего травмированного детства. Всю свою жизнь мы изживаем какое-то детское переживание, порой незначительное для окружающих. Персонажи оперы Моцарта тоже носители этих травм. Мы пытаемся ответить на вопросы: что такое безумное влечение Дон Жуана, его стремление для каждой женщины быть лучшим на свете, служить ей? Что в его прошлом не так, и какую вину он пытается искупить?

Третья история о том, что люди часто откладывают жизнь на потом. Нам кажется, мы должны присмотреться друг к другу, еще не время…В итоге оказывается – жизнь ушла, а ты не совершил ни одного поступка. Дон Жуан каждую секунду проживает как последнюю. Он вызывает у окружающих ярость, потому что свою жизнь проживает полноценно.

Конечно, нынешний театр выглядит иначе, чем во времена Моцарта. У нас нет цели шокировать. Желание театра переодеться в современные одежды вызвано только тем, что мы хотим, чтобы люди в зале сопоставляли себя с происходящим на сцене. Историческая дистанция всегда ставит некую стену – это не про нас и было давно. Во времена Моцарта зрители на сцене видели современных им людей. Поэтому для нас это не игра в современный театр, а желание установить близкий контакт со зрителем, сделать персонажей на сцене живыми собеседниками людей в зале.»

События театра
Информационные партнеры

Информация