Контекст сегодняшней театральной России

Контекст сегодняшней театральной России

К серьезным операм зрителей нужно приучать

Фестиваль «Оперный альянс», который проводит театр «Царицынская опера» предполагает большое количество гостей. Среди них не только солисты, но и люди, знающие о репертуарах, о тенденциях, о сильных и слабых сторонах реальной жизни театров всё. На фестивале побывала исполнительный директор Ассоциации Музыкальных Театров Наталья Зыкова.

– Благодаря Ассоциации Музыкальных Театров возник яркий проект – фестиваль «Видеть музыку».

– Ассоциация Музыкальных Театров (АМТ), созданная в 2004 году, объединяет свыше пятидесяти музыкальных театров страны, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга. Фестиваль «Видеть музыку» возник благодаря многолетней деятельности Ассоциации. В середине 2010-х годов стало очевидно, что музыкально-театральному пространству необходим общероссийский фестиваль – панорама, на котором все музыкальные театры имели бы возможность представить свои спектакли. Каждому театру нашей огромной страны жизненно необходимо осознавать себя частью большой системы, показывать свои постановки другой аудитории, в том числе столичным зрителям, получать отзыв на свое творчество от профессионального сообщества. Театры получают возможность взаимодействовать, обмениваться опытом и решать общие проблемы и задачи.

– Главный принцип участия в фестивале – это отсутствие экспертного совета и каких-либо наград?

– Фестиваль «Видеть музыку» – это новый формат отсутствия какой-либо фильтрации. Это чистый срез, реальная картина современного российского музыкального театра. Каждый театр сам отвечает за качество своего спектакля и выбор того, что хочет показать в рамках фестиваля. Для театров это дорогое удовольствие, поскольку необходимо привезти труппу артистов вместе с оркестром. Кроме того, не каждый год рождается шедевр, который стоит везти на всеобщее обозрение. Наверно, самым рациональным является участие в фестивале один раз в два года. Спектакли региональных театров показывают на всех оперных сценах Москвы: в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой опере», «Геликон-опере», Большом театре и Камерном музыкальном театре имени Покровского (новом филиале Большого театра), Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац.

– И какова реальная картина жизни музыкальных театров в стране?

– Во многом неоднозначная: в лидерах проката мюзиклы, легкие комедии. Бывает, заявляют театры одинаковый репертуар. Например, в этом году заявка аж на три «Дубровских», в том числе и от Волгоградского музыкального театра. Мы попросили волгоградцев поменять название, так появилась постановка «Обыкновенное чудо». Однако спектакли, которые показывают участники фестиваля – это всегда обширный материал для анализа и обобщений. У театров есть возможность и себя показать и на других посмотреть. Участники могут сравнить уровень подготовки и выступлений, сделать определенные выводы и понять в каком направлении им двигаться дальше. На фестиваль приходят профессиональные критики, поэтому у каждого театра есть возможность получить объективную оценку своего выступления. У критиков нет задачи сделать «заказной» материал, во всем царит демократия – и в выборе спектакля, и в отзывах. На фестивале отсутствует конкурс и распределение наград.

– В 2018 году театр «Царицынская опера» стал участником Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку»…

– «Царицынская опера» успешно представила оперу Моцарта «Cosi fan tutte» – «Так поступают все или школа влюбленных» на сцене Театра «Геликон-Опера». С интересом наблюдаю за развитием театра. С приходом директора Леонида Пикмана, «Царицынская опера» стремительно заявила о своем существовании на российском уровне, стал активным членом Ассоциации Музыкальных Театров. Леонид Борисович пригласил меня на премьеру оперы «Кармен» Ж.Бизе в постановке Грига Скоморовски и заодно на вновь возрожденный им фестиваль «Оперный Альянс».

– Вы не первый раз были в Волгограде и приезжали в театр «Царицынская опера» ранее.

– Я была еще в то время, когда директором был Владимир Федерас. На сцене шли симпатичные оперные постановки, а в целом здание театра было в неприглядном состоянии. Помню ощущение разрухи, облупленные стены, обломанные ступени… Потом я была на концерте, приуроченному 100-летию Леонарда Бернстайна год назад. И это были два разных театра, которые отличались друг от друга как день и ночь. Здание «Царицынской оперы» отремонтировано и люди стали относится к театру тепло, как к театру-дому. Такая атмосфера чувствовалась во всем. А это значит, что появился коллектив единомышленников, который двигается в одном направлении. Сейчас театр «Царицынская опера» успешно развивается, экспериментирует, ведет активную PR-политику, собирает полные залы и воспитывает своих зрителей.

– Наталья, как вы думаете, чем привлекать современного зрителя в оперу?

– У театра «Царицынская опера» – огромный потенциал. Обширный репертуар позволяет вовлекать новую публику. Театр проводит яркие проекты, громкие премьеры, которые получают отклик у зрителей разных возрастов. И это очень важно. У зрителей есть потребность в развитии и в силах театра «воспитывать» их до восприятия серьезных оперных постановок.

 

Беседовала Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»