Руслан Сигбатулин: «Царицынская опера – место, где хочется творить»

Баритон Сигбатулин любит все свои партии

Огромное обаяние, харизма, актерский талант, великолепный голос и мастерское владение им, плюс фактурная внешность. Все это о солисте театра «Царицынская опера» Руслане Сигбатулине, который в очередной раз поразил публику исполнением главной роли в премьерном спектакле – опере Александра Бородина «Князь Игорь». 21 ноября премьерная постановка снова прошла с аншлагом на сцене театра «Царицынская опера».

Второй сезон вокалист радует волгоградских зрителей шедеврами классической музыки для баритона. Любимец астраханской публики – до 2018 года служил Астраханскому театру оперы и балета. В оперном репертуаре 25 партий, широкое амплуа применения голоса от лирико-драматического до драматического баритона. Богатое тембральное звучание, свободное владение нюансами голоса от piano до forte.

Два князя Игоря – воинствующий и сомневающийся

– Руслан, после премьеры слышала, что ваша супруга Светлана Сигбатулина (солистка «Царицынской оперы») поздравляла вас с 20-ым юбилейным князем Игорем?

– Кроме меня роль Князя Игоря никто не играл в Астраханском театре оперы и балета. Правда, прежний главный герой в версии режиссера-постановщика Константина Балакина был классическим могучим воином, преданным родине и готовым отстаивать ее интересы. Премьера, которая состоялась в театре «Царицынская опера» имеет другую концепцию. Режиссер-постановщик, главный режиссер Ростовского музыкального театра Павел Сорокин увидел другого князя Игоря, которого я воплотил на сцене. Новый герой меняется в процессе своего жизненного пути, поначалу пафосный и воинствующий, в конце он превращается отчасти в аутиста, который живет своим замкнутым миром и не хочет больше воевать. Пацифистский итог. Я не ожидал, что таким образом можно поставить оперу «Князь Игорь», у режиссера Сорокина очень широкий взгляд на классические произведения. Получилась гениальная картинка.

– Руслан, вам удается передавать внутреннее состояние своих персонажей так, что даже отрицательные герои становятся притягательными. Знаю, что у вас осталось много поклонников в Астрахани, в Волгограде вас успели полюбить ценители оперного искусства. Как вам удается так погружаться в свои персонажи?

– Я всегда стараюсь привнести что-то свое в каждого героя, которого мне предстоит играть. Всегда думаю: как бы я жил в тех обстоятельствах, в той эпохе, что бы чувствовал? Не могу играть то, что не люблю. Бывают произведения, которые не «заходят», сложно их «примерить» на себя. Но таких случаев у меня очень мало. Помню, как на концерте исполнял песню Лайзы Минели «Money», в самый ответственный момент, когда нужно было трясти деньгами, мне сложно было себя заставить петь и играть. Больше такого не повторялось. Поэтому могу с уверенностью сказать, что все мои партии – любимые.

– Вы много гастролировали с астраханским театром оперы и балета...

– В 2012 году исполнял партию Шарплес в спектакле «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини на фестивале «Золотая маска» в Большом театре (Москва). Выступали в Англии, Казахстане, Азербайджане, в рамках гастрольного тура посетил российские города: Ставрополь, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Владикавказ. Помню, в Махачкале были в такое тревожное время, когда люди даже из дома не выходили, но в театр пришли.

– Интересно было гастролировать по Великобритании?

– В 2017 году ездили по городам Англии с операми «Тоска» (исполнял партию Скарпиа) и «Мадам баттерфляй» (партия Шарплес). Нас принимали очень тепло. Но поразил тот факт, что на сцене у них нет кулис. На престижной концертной сцене в Лондоне мой герой Скарпиа умирает, падает на кушетку и лежит в очень неудобной позе некоторое время. В голове проносится вопрос: «Что же делать дальше?». Пролежать так до конца акта не представлялось возможным. Лицо и живот были вдавлены в жесткую кушетку. Поэтому я встал и ушел...

– Очень забавно. Получился такой комично-трагический итог жизни героя.

– Да, реальность порой вносит коррективы.

Смена обстановки – необходимость для творчества

– Руслан, расскажите об этапах своего пути в музыкальной карьере.

– Несмотря на то, что мама была моим первым педагогом, музыкой я занялся только в 18 лет. Участвовал в КВН, пел эстраду, солировал в рок-группе. На первом курсе Астраханского музыкального училища им. Мусоргского стал лауреатом международного конкурса, получил высокую оценку жюри под председательством Народной артистки СССР Валентины Левко. Участвовал в ее мастер-классе, что позволило мне убедиться в правильности выбранной профессии. В консерватории со мной занимался педагог вокала, профессор, Заслуженный артист России Владимир Белюсенко. Неоднократно принимал участие в различных конкурсах вокального искусства, где членами жюри были признанные мастера: Ирина Богачева, Галина Вишневская, Лариса Гергиева, мои кумиры – Дмитрий Хворостовский и Сергей Лейферкус. Постепенно опера захватила меня всего.

– Вы переехали в Волгоград в прошлом театральном сезоне?

– Да, в «Царицынской опере» работаю второй год. В Волгоград меня пригласил главный дирижер театра «Царицынская опера» Сергей Гринев. Мы вместе с ним работали в Астрахани. Мой уход из Астраханского театра оперы и балета прошел тихо и мирно. Я взвешенно подошел к принятию решения. У меня остались хорошие отношения с коллегами и руководством театра. Знаю, что на премьеру «Князя Игоря» в Волгоград приезжали из нашего театра.

– Не жалеете?

– Могу с уверенностью сказать, что смена жизненных обстоятельств – это необходимость для творчества. Конечно, гораздо комфортнее находится там, где все знаешь. Это советские предрассудки, будто артист должен работать на одном месте. На самом деле в нашей среде есть негласное правило – приезжий всегда лучше, а местный подождет и на втором плане. Поэтому, когда достигаешь определенной планки и становишься своим в «доску», значит настала пора собирать чемоданы. В Астрахань мы стараемся приезжать, ведь там остались родители, родственники.

– Ваша супруга Светлана Сигбатулина тоже работает в «Царицынской опере». Здорово, что театр с переездом вашей семьи приобрел сразу двух замечательных солистов.

– Мы вместе со Светланой уже много лет живем и работаем вместе. Познакомились в Астраханской Государственной консерватории, служили одному театру. В «Царицынской опере» мы занялись еще и эстрадным вокалом, стали вместе выступать в семейных дуэтах. Семья дает мне основу, умиротворение и является моим вдохновением. У нас растет сын Руслан, ему 5 лет и он вместе с нами много времени проводит в театре.

– Получается, что сын идет по стопам отца...

– Да, я родился в музыкальной семье, родители работали на профессиональной сцене. Моя мама – педагог по вокалу сразу заметила во мне музыкальные способности. Уже в два года повторял за ней интонации из ариозо Иоланты «Отчего это прежде». И кстати, возвращаясь к опере «Князь Игорь» – участие в ней – это дань памяти моему дедушке ученому-химику Шамилю Нафтуллаевичу. Ему очень нравилась опера «Князь Игорь», арию Князя Игоря он пел наизусть.

– Какое впечатление произвел на вас театр «Царицынская опера»?

– «Царицынская опера» становится узнаваемой. У театра прекрасные перспективы и огромный потенциал. Грамотный и лояльный руководитель Леонид Пикман, талантливые артисты и музыканты, потрясающие гримеры–постижеры и специалисты других цехов театра. Спектакль – создается усилиями всех людей, это не просто выход артиста на сцену. Для меня это благодатное место, комфортное в психологическом плане, где я могу творить. В «Царицынской опере» у меня начался новый жизненный этап. Я понял свою «цену» и знаю, что хочу. И для этого я готов работать и совершенствоваться.

 

Беседовала Анжела Буцких

Справка

Окончил Астраханское музыкальное училище «им. М.П.Мусоргского», Астраханскую Государственную консерваторию «академия», класс заслуженного артиста РФ профессора Белюсенко В.Н.

Принимал участие в мастер-классе у Кавалера Ордена за заслуги перед Итальянской Республикой в области искусства маэстро Алесандро Сваба 2015 г.

Участник 25-ого фестиваля «Шаляпинские Сезоны» 2015 – 2019гг.

Принимал участие в курсе практических занятий по подготовке оперных партий под руководством заслуженной артистки Российской Федерации, ведущего концертмейстера Мариинского театра Ирины Соболевой 2015 г.

С 2018 года – солист театра «Царицынская опера».

В репертуаре:

  • Баритон – «Кармина Бурана» (К. Орф) Онегин – «Евгений Онегин» (П.Чайковский)
  • Елецкий, Томский – «Пиковая дама» (П.Чайковский), Роберт – «Иоланта» (П.Чайковский)
  • Бес – «Черевички» (П.Чайковский)
  • Щелкалов, Рангони – «Борис Годунов» (М.Мусоргский) Грязной – «Царская невеста» (Н. Римский-Корсаков)
  • Петруччио – «Укращение строптивой» (В.Шебалин)
  • Эскамильо , Моралес – «Кармен» (Ж.Бизе), Жермон – «Травиата» (Дж. Верди)
  • Граф Дилуны – «Трубадур» (Дж. Верди)
  • Яго – «Отелло» (Дж.Верди)
  • Шарплес, Ямадори – «Мадам Батерфляй» (Дж.Пуччини), Скарпиа, Шароне – «Тоска» (Дж.Пуччини)
  • Малатеста – «Дон Паскуале» (Г.Доницетти)
  • Князь Игорь – «Князь Игорь» (А.Бородин)
  • Фальк – «Летучая мышь» (И.Штраус)
  • Паядор – «Мария де Буэнос-Айрес» (А.Пьяццолла)
  • Мефистофель – «Осуждение Фауста» (Г.Берлиоз)
  • Сильвио – «Паяцы» (Р.Леонкавалло)
  • Поярок из оперы Римского-Корсакова «Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии»
  • Орф «Кармина бурана»
  • Бетховен Симфония № 9
  • Чайковский кантата «Москва»
События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»