Костюмер – профессия не для слабонервных

Костюмер – профессия не для слабонервных

Людмила Медведева вот уже 20 лет переодевает артистов и следит за состоянием костюмов в театре

В театре важна каждая деталь художественного образа артиста: костюм, головной убор, бижутерия, обувь, аксессуары и многое другое. Профессия костюмера – далеко не первое, что приходит на ум при словосочетании «работа в театре». Но именно костюмеры помнят обо всех нюансах и переодевают артистов за считанные секунды во время спектаклей, а еще они обладают стрессоустойчивостью, быстрой реакцией, богатым воображением и способностями психолога. О тайнах закулисья и специфике профессии рассказала начальник костюмерного цеха театра «Царицынская опера» Людмила Медведева.

Главное, чтобы костюмчик сидел

– Как вы попали в профессию, ведь работе костюмера нигде не обучают?

– В то время я активно искала себя, работала в детском саду, продавцом-контролером, секретарем. Но мне всегда хотелось находиться в творческой обстановке. Однажды вместе с супругом я оказалась на одном из мероприятий в музыкальном театре, который в то время находился на ремонте. Встреча увлеченных людей, которые обменивались дисками, пластинками проходила в фойе, а я решила походить по театру. Примечательно, что я вышла на пустую сцену, увидела зал и тогда точно поняла, где я хочу работать. В театре! После выхода из декрета я пошла в музыкальный театр, который в то время открылся, мне очень хотелось попробовать себя в роли костюмера. Однако наличие маленького ребенка стало определенным препятствием на получение этой вакансии. И я стала на учет в центр занятости. Удивительным образом я сразу увидела должность костюмера в «Волгоградской оперной антрепризе», куда меня сразу пригласили. Первым моим спектаклем оказалась скандальная опера «Травиата» Дж. Верди. Я быстро включилась во взаимодействие с людьми, вся работа была на выездах, сцены и залы менялись. В начале 2000 года я уже работала в штате Волгоградской оперной антрепризы.

– Поздравляю с 20-летним юбилеем работы в театре!

– Благодарю! Я счастлива, что работаю в творческом коллективе «Царицынской оперы». Общение с талантливыми людьми, нахождение в постоянном творческом процессе дает заряд энергии, удовлетворение от проделанной работы, вдохновение. Есть какое-то личное единение с тем, что происходит на сцене, ведь мы являемся непосредственными участниками всего постановочного процесса. Мне посчастливилось работать с яркими профессионалами своего дела: оперным певцом, Народным артистом СССР Зурабом Соткилава, оперной певицей Любовью Казарновской, оперным певцом, народным артистов РФ Виктором Черноморцевым, примой-балериной Мариинского театра Ульяной Лопаткиной и другими.

– Сколько костюмеров в вашем цехе? Всегда ли хватает «рабочих рук»?

– Шесть человек вместе со мной. Мы справляемся. Конечно, бывают месяцы очень тяжелые. Так, декабрь 2019 года был настолько насыщенным, что мы не успевали и минуты передохнуть. Наш коллектив подобран так, что все четко знают свои задачи. А переизбыток людей может негативно сказаться на результативности и ответственности. Конечно, когда кто-то болеет – остро чувствуется нехватка людей.

– Есть ли у вас определенный «кодекс» правил подготовки к спектаклям?

– Подготовка к спектаклям как шахматная партия, нужно рассчитывать работу на месяц вперед. Если говорить об алгоритме работы над конкретным спектаклем: идешь и смотришь расписание, кто из артистов задействован, есть ли вводы, замены артистов (тогда срочно писать служебную записку по пошиву нового костюма), что нужно постирать, подшить, почистить. У каждого костюмера есть маленькая записная книжка, в которой фиксируются все нюансы костюмов, за которые специалист несет ответственность – где пуговичка оторвалась, где что-то распоролось, что нужно подготовить к следующему спектаклю. Затем все стирается, гладится, выносится на площадку. За 2 часа до спектакля мы начинаем работу с артистами. Если репетиция назначена, то мы принимаем в ней участие. Если вводные артисты, то обязательно проводим репетицию в костюмах. Если наш цех не стоит в плане репетиции, то предоставляются какие-то детали костюмов, которые задействованы в спектакле. Например, Фигаро выходит из двери, ему нужно вынести камзол графу. Поэтому этот камзол нужно принести и положить на стул.

– На репетициях в костюмах артистам необходимо не только вжиться в роль, но и в костюм…

– Конечно, артисту важно почувствовать как сидит плащ, шляпа..., чтобы одежда не отвлекала от игры. Репетиции в костюмах проводятся не только для премьерных спектаклей, но и постановок, которые давно не шли на сцене. Так, недавно мы полностью репетировали спектакль «А зори здесь тихие» по мотивам оперы Кирилла Молчанова. Там есть очень быстрые переодевания. Мы провели эту репетицию для себя и артистов.

«Живой» объект или воздушные шопенки

– Интересно, если вдруг солист, артист хора изменился в размере – похудел или поправился, что в таком случае делают костюмеры?

– Есть специальные ухищрения, определенные технологии по пошиву костюмов, например, прибавки на швы, брюки «в распошивку». Если такие меры не помогают, то делаем специальные вставки из похожих материалов. А с похудевшими артистами все гораздо проще – костюмы ушиваются или утягиваются, в зависимости от их конструкции. Мы работаем в тесном сотрудничестве с пошивочным цехом и всегда оперативно решаем возникающие проблемы. У театральных костюмов очень много нюансов, все они изготавливаются на хлопчатобумажной основе. Женщины любят, чтобы костюм был каркасный, с корсетом, который позволяют держать спину прямо.

– Что быстрее всего выходит из строя?

– Если говорить о балете. То в первую очередь трико, оно быстро рвется, лосины деформируются. А еще пуанты, мягкая балетная обувь, пачки. Например, перед каждым балетом «Лебединое озеро» костюмеры достаются все пачки и просматривают их. Они обязательно отпарывают лифы от юбки, стирают их, отпаривают и снова пришивают. На пачках остаются косметика, грим... Шопенки отпариваются и таким образом набирают «воздух» и когда балерина танцует, то создается ощущение легкости и невесомости.

– У каждого солиста свой «именной» костюм. А как же выходите из форс-мажорных ситуаций, когда срочно вводится новый артист, а сшить костюм времени уже нет?

– В целях производственной необходимости мы можем дать чужой костюм, если срочный ввод или приглашенный певец. Если такая ситуация, то подбираем вещи из нашего репертуара. К счастью, у нас есть очень мощный парогенератор, при помощи которого убиваются все микробы, вплоть до удаления запаха. Однако стараемся продумать все наперед и избегать таких ситуаций.

– Люди, которые далеки от вашей профессии, не понимают всей сложности и важности работы костюмера…

– Бытует такое мнение, что достаточно отнести костюм в гримерную комнату. Но это совсем не так! Ситуации бывают самые разные, на балете у нас часто юбки-шопенки, пачки меняются местами, такие пасьянсы приходится раскладывать, чтобы одеть всех артистов. Самая большая проблема – запомнить все костюмы, детали к ним. Поэтому от ответственности артистов очень многое зависит. В идеале, если они сами идут к своей вешалке, проверяют весь костюм, а затем гримируются, распеваются… Мы помогаем актерам одеться, особенно когда костюмы состоят из разных частей. После спектакля все надо собрать. Это непростая задача, поскольку порой приходится нести по 5-6 вешалок с костюмами, длинные и объемные вещи путаются под ногами. Кроме того одежда артистов бывает очень тяжелой из-за сложных конструкций и плотных тканей. Так только юбка Батильды в балете «Жизель» весит около 10килограммов. У нас есть «образцовые» артисты по отношению к костюмам, которые всегда проверят все детали перед спектаклями, а потом аккуратно складывают все на вешалки, застегивая каждую пуговичку на одежде. Хочется отметить солиста Алексея Михайлова, артиста балета Константина Костина, артиста хора Анатолия Хомяка.

– А как хранятся костюмы?

– Костюмы хранятся по спектаклям. При наличии такого объема костюмов, если вещь не попала на место, то потом очень сложно ее найти. Обувь в коробках, каждая из которых подписана. Шляпы, аксессуары на своих местах. Все делаем для того, чтобы максимально быстро найти нужные костюмы. Особо ценные, деликатные вещи, костюмы светлых тонов, из шерстяных тканей хранятся в специальных кофрах.

Артисты привыкают к «рукам» костюмеров

– Артисты требуют повышенного внимания, им хочется выглядеть в костюмах идеально. Вы учитываете характер, привычки каждого представителя творческого цеха?

– Конечно! Кому – то нужно переодеться пораньше, кто-то любит облачиться непосредственно перед спектаклем. Одни артисты делают все быстро, другие с толком и расстановкой. Одни приходят к нам, раздеваются без стеснения, другим становится некомфортно. С каждым из них важно найти общий язык! Костюмеры знают свой участок досконально и работают с одними и теми же людьми. И это очень важно, ведь артисты привыкают к определенным рукам, энергетике… Наших костюмеров артисты любят, доверяют и с удовольствием работают вместе.

– Но были же случаи, когда сложно было найти общий язык? Актеры бывают раздражительными, экзальтированными…

– Когда я только пришла в театр, к нам приезжала одна известная солистка из Саратова. У нее был особый стиль взаимодействия с людьми, до спектакля она буквально подпитывалась чужой энергией, всячески провоцировала людей, доводила костюмеров, гримеров – постижеров. А после выступления становилась другим человеком, угощала всех конфетами и просила прощения за капризный характер.

– Костюмер – уникальная профессия. Какие качества в работе являются самыми важными?

– В первую очередь, стрессоустойчивость, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память, важным является умение ладить с людьми, фокусироваться на задачах и развитое воображение. Обязательным является также наличие вкуса и знание истории костюмов, эпох и стилей! Впрочем, работа в нашем цехе быстро прививает вкус к красоте. По-другому не получится, ведь нам приходится справляться с самыми разными заданиями от режиссеров. Есть спектакли, в которых все понятно, а есть концерты, в которых костюмы бывают «на подборе». То есть, мы собираем их из разных деталей. Бывают ситуации, когда приходится подключать фантазию. Помню, когда я только начала работать, наш гример Галина Зыкова легко нашла выход из казалось бы тупиковой ситуации. Работали на выезде со сказкой «Красная шапочка». Реквизиторы забыли корзинку главной героини. А Галина Николаевна быстро скрутила узелок с гостинцами для бабушки и Красная Шапочка вышла на сцену с ним. Тогда я поняла, что в театре не бывает безвыходных ситуаций.

– Сложнее всего, наверное, бывает на гастролях, если вдруг чего-то не хватает?

– Когда рядом нет цеха, то приходится выкручиваться. Иногда нужно создать из ничего целый костюм! Однажды срочно пришлось заменить артиста, который пел Цунигу в опере «Кармен». А костюма нет! Вернее взяли костюм на худого артиста, а одеть нужно было плотного мужчину. Тогда мы «слепили» офицерский наряд из солдатской формы, нашили эполеты, аксельбанты, нашли перья и вставили их в шляпу. И у нас получился прекрасный костюм. Часто приходиться экспериментировать с женскими образами. Берем платье футляр и начинаем создавать костюм – шарф, пояс, цветок, перчатки, шляпа…

– У каждого костюма свой срок службы, но есть же и «долгожители»?

– Когда я пришла в театр – спектакль «Севильский цирюльник» уже шел. Целая плеяда мужских костюмов из этой постановки жила очень долго, их надевали в спектакле «Служанка госпожа», «Моцарт и Сальери», на различных концертах. Сейчас они уже старенькие, мы их обновляем, «убогачиваем». Часть из этих костюмов до сих пор надевают пираты в сказке «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве». Таким материалом – «долгожителем» оказался вельвет Камышинского текстильного комбината. Выпускались такие красивые, сочные цвета, применялась отделка, которая хорошо держит переднюю часть костюма. Мне посчастливилось поработать с Заслуженным художником России Ниной Гапоновой, она создала великолепные костюмы к различным постановкам. В 2001 года ею были созданы костюмы для оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского, черные и белые плащи, которые мы используем до сих пор. Сейчас в них выходит хор в фантасмагории «Кармина Бурана» Карла Орфа. Есть очень удачные вещи, которые используются в самых разных постановках и концертах по несколько десятилетий.

– В выставке, посвященной Году театра в России, которая проходила в областном краеведческом музее, принимали участие очень красивые платья и костюмы из постановок театра.

– Мне нравится платье прежней Флории Тоски из Оперы Дж. Пуччини «Тоска», оно тоже создано из тканей Камышинского текстильного комбината: алый бархат, расшитый золотом, шикарный шлейф. В опере Дж. Верди «Риголетто» были очень интересные костюмы, некоторые из них тоже участвовали в выставке. Ещё одна яркая работа Заслуженного художника России Нины Гапоновой – великолепные костюмы к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Так, у царя Берендея в костюме прекрасно «уживались» натуральные камни, роспись, шитье, каракуль. Несколько лет назад «Царицынской опере» подарили несколько пачек из Большого театра. Примечательно, что им больше 30 лет, они до сих пор держат форму и выглядят презентабельно. Пачки тоже стали экспонатами для музеев. Яркие костюмы главного художника театра Елены Павловской к опере «Ариадна» тоже достойны в будущем стать экспонатами музея. Этот спектакль идет на сцене театра уже много лет и является любимый зрителями.

– Бывают спектакли тяжелые, когда много переодеваний. Возможно, есть постановки, когда костюмеры успевают наслаждаться творчеством на сцене?

– Пожалуй, только опера И.П. Чайковского «Иоланта», мы одеваем артистов всего один раз. На сегодняшний день сложный для нас спектакль «Кармина Бурана», буквально секунды даются на переодевание. Очень много костюмов в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, катастрофически мало времени, чтобы переодеть мужской хор. Очень тяжело всегда давался спектакль «Cosi fan tuttе», он как видеоклип, каждый кадр с новыми костюмами. Мы приспосабливались как могли, в каждой кулисе стояли костюмеры. У нас не ладилось первое время переодеть мужчин из восточных костюмов в свадебные. С момента, когда артисты убегают в одном костюме и выбегают в другом – проходило 20 секунд (!). Хронометраж всегда проверяем на репетициях. Сюзанну в опере В. Моцарта «Свадьба Фигаро» сложно было переодеть: три человека с фонариком стояли и ждали главную героиню. Первое время мы просили дирижера сыграть чуть сдержаннее один проигрыш… Костюмы у нее с многочисленными крючками. Молнии после определенных событий мы не приемлем в театре.

– Получается, что для костюмеров очень важным является слышать и слушать музыку?

– Правильно! Иначе могут быть досадные недоразумения… Играли на выезде оперу Дж. Россини «Севильский цирюльник», у нас не было возможности провести репетицию в костюмах на площадке. Помню, к нам выбежала актриса, мы должны были ее быстро переодеть в свадебное платье. А там три юбки, подъюбник, в темноте с трудом справились с ее костюмом. И тут я слышу, что мелодия совсем не та, а солистка уже убежала! Режиссер потом пошутил: «Наташенька, уж замуж невтерпеж!». Свадьба, конечно, состоялась в скором времени, но было смешно. С опытом мы выработали свои внутренние часы и всегда прислушиваемся к мелодии, которая играет на сцене.

– Что произошло с костюмами на молниях?

– Конфузная ситуация. У нас был спектакль, в котором у героини Джованны в опере Дж. Верди «Риголетто» было платье с турнюром (накладной подушечкой сзади по моде второй половины 19 века). Там была сложная конструкция и длинная молния. И в тот момент, когда Джованна пела свою арию… молния начала расходиться, к счастью, накладная подушка крепилась на ремнях, резинках. Это был такой ужас, у нас поднимались просто волосы на голове. Актриса быстро сообразила и выбежала в перерыв между арией, нам хватило буквально 10 секунд заколоть платье булавками. Стресс был жуткий и для нас, и для актрисы. Спасибо «световикам», они заглушили свет, солистка пела в полумраке. Мы всегда работаем в тандеме со всеми службами и совместными усилиями выходим из сложных ситуаций. С тех пор мы и не используем молнии в костюмах.

– Получается, что сцена «проверяет» костюмы на прочность?

– Именно так. Иногда при работе над постановками бывают творческие разногласия – художник видит костюм так, режиссер по-другому, а актеру нужен не только эффектный, но и удобный костюм, что для нас, костюмеров, также является очень важным. Ведь на сцене в прямом и переносном смысле может произойти все что угодно...

– Интересно, сначала надевают костюм, а потом гримируют солистов?

– Как правило, сначала костюм потом парик. Бывает, что одновременно. Негласная договоренность с гримерами – стараемся не мешать друг другу. Все заранее отрабатывается, репетируется. Мы понимаем друга с полуслова и работаем очень слаженно. Никаких перерывов, нужно успеть, музыки нам никто не добавит.

– В жизни какой стиль предпочитаете? Вносите что-то от театральных образов в свои наряды при выходе в свет?

– Когда я только начала работать в театре, то мне нравилось фотографироваться с друзьями с разными аксессуарами: бантами, перчатками, шляпами...А сейчас на выход туфли и платье, а в повседневной жизни акцент на комфорте и простоте.

 

Беседовала Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»