Слушать либретто:
Сказки Гофмана
Опера в двух действиях
Музыка: Жак Оффенбах
Либретто: Жюль Барбье (по мотивам произведений Э.-Т.-А. Гофмана)
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут (с одним антрактом)
Опера исполняется на французском языке (в сопровождении синхронных русскоязычных субтитров)
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 13 мая 2022 года
История создания
В 1851 году в Париже была поставлена пьеса Мишеля Карре и Жюля Барбье «Сказки Гофмана», представлявшая собой переработку рассказов Гофмана («Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель»), в качестве главного героя всех трёх историй выступал сам писатель. Позже Барбье переработал пьесу в либретто. Оффенбах интенсивно работал над оперой вплоть до своей смерти в 1880 году, однако не успел её закончить. Первое действие он оркестровал сам; остальное суждено было сделать композитору Эрнсту Гиро. Опера имела огромный успех в Париже10 февраля 1881 года, где уже в первый сезон была исполнена 101 раз.
О спектакле
Опера поставлена в Волгограде впервые. Оригинальной концепция и кропотливая постановочная работа заслуга приглашенного в театр известного российского оперного режиссера Михаила Панджавидзе. Вскрыть смыслы и расставить акценты в этой многослойной, неоднозначной, порой абсурдной постановке, а такжевизуализировать фантастические видения и кошмары гениального сказочника ему удалось благодаря талантливой сценографии театрального художника из Германии Гарри Гуммеля и костюмам, созданным московской художницей Татьяной Кондрычиной.
Краткое содержание
Действие разворачивается в нюрнбергской таверне. В разгар дружеского застолья поэт, композитор и безудержный гуляка Гофман, влюбленный в примадонну Стеллу, рассказывает три любовные истории из своей жизни. Все они заканчиваются для поэта печально. Куртизанка, актриса Джульетта оказывается мошенницей, исполняющей задание своего импресарио. Юная, влюбленная Антония умирает от неизлечимой болезни. Красавица Олимпия превращается в уродливую механическую куклу. Однако все женщины талантливого рассказчика – это лишь отражение Стеллы, единственной и неповторимой его возлюбленной. Сама жизнь Гофмана, так же иллюзорна, как его любовные увлечения и романтические фантазии. Это всего лишь сказки для веселой толпы, подогретых алкоголем студентов. Их автор, погруженный в галлюцинации и окончательно потерявший связь с реальностью, исчезнет, растворившись в винных парах погребка папаши Лютера.
Действующие лица и исполнители:
- Гофман – В. Ревякин, А. Михайлов, В. Дмитров
- Никлаус, Голос матери Антонии, Муза Поэзии – Н.Филиппова, К. Ладыгина
- Стелла, Джульетта, Антония, Олимпия – заслуженная артистка РФ А. Девяткина
- Линдорф, Коппелиус, Доктор Миракль, Дапертутто – Р. Сигбатулин, А. Еленик
- Андреас, Франц, Кошниль, Питтикиначчо – В. Дмитров, А. Шапошников
- Лютер, Креспель – А. Манукян, А. Ратников, А. Еленик
- Спаланцани, Натанаэль – С. Липенко, А. Михайлов, Я. Белухин
- Шлемиль, Герман – М. Орел
- Студенты, гости – артисты хора и балета театра «Царицынская опера»
От режиссёра
«Это история человека, который в поисках настоящей любви предал свою душу, отдав ее дьяволу. Грезя об идеальных отношениях, Гофман вспоминает три самые большие любви своей жизни — прекрасную Олимпию, которая оказалась бездушной куклой, певицу Антонию, куртизанку Джульетту. А Стелла символизирует музу, объединяя в себе всех девушек. Поэт Гофман наделяет свое творчество мечтами о любимой.
Игра с дьяволом никогда не заканчивается в пользу человека, это затяжной прыжок в могилу. Философ, друг, наперсник Никлаус становится олицетворением Мефистофеля. С помощью алкоголя он губит таланты и забирает их себе, прельщая музой искусства, новыми знаниями, запретными удовольствиями. В своих галлюцинациях Гофман забирается все глубже, его умозрительные эксперименты в розовых очках, плотские удовольствия приводят к одиночеству и пустоте. Опера заканчивается развоплощением главного героя, он перестает существовать».
Михаил Панджавидзе, российский оперный режиссер