Тоска

Опера в трех действиях
Музыка: Джакомо Пуччини
Либретто: Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по одноименной драме Викторьена Сарду
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 3 часа (с двумя антрактами)
Опера исполняется на итальянском языке (в сопровождении синхронных русскоязычных субтитров)
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 20 декабря 2011 года

История создания

Викторьен Сарду, король французских драматургов, написал «Тоску» специально для Сары Бернар. Актриса имела огромный успех в роли Флории Тоски, и представления «Тоски» давались, согласно утверждению автора, три тысячи раз.

Началом работы над оперой «Тоска» следует считать 1896 год. Как свидетельствуют биографы, разрешение на переработку пьесы в либретто Пуччини получил благодаря личному обаянию и покоряющей силе своей музыки. В период написания оперы композитор предпринял путешествие в Рим, чтобы изучить древний замок Сант-Анджело (узником этого замка становится художник Марио Каварадосси), лично послушать тональность колоколов Замка Святого Ангела, проверить точное звучание колокола собора. Осенью 1899 года работа над оперой была завершена. Премьера «Тоски» состоялась в римском театре «Костанци» 14 января 1900 года. Несмотря на неоднозначную реакцию критики, первая постановка прошла двадцать раз при переполненном театре.

В Российской Империи опера впервые была поставлена в декабре 1900 года в Одессе.

О спектакле

Для постановки «Тоски» в «Царицынскую оперу был приглашен творческий коллектив из Санкт-Петербурга: режиссер Иркин Габитов, художник-постановщик Вячеслав Окунев, дирижер-постановщик Фабио Мастранжело. Опера «Тоска» стал самым масштабным в плане декораций и захватывающим по драматургии спектаклем театра «Царицынская опера». Монументальные декорации Вячеслава Окунева как будто раздвигают пространство сцены волгоградского оперного театра. Сценографу спектакля удалось передать масштаб действия, поместив купол церкви Сант-Андреа делла Балле, площадь, тюремный замок на одной небольшой сценической площадке. Декорации погружают зрителей в атмосферу Рима начала XIX века, музыка великого композитора придает объем и драматизм всему происходящему. В «Царицынской опере» спектакль имеет богатую блестящую биографию. Именно он был выбран для показа в дни проведения в Волгограде матчей Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. Тогда в главных партиях выступили приглашенная из Московского театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко великолепная Наталья Мурадымова и солист Мариинки Дмитрий Демидчик. А представленный на гастролях в Краснодаре в 2019 году спектакль «Царицынской оперы» с заглавной партией в исполнении Заслуженной артистки РФ Анны Девяткиной стал подлинным триумфом.

Краткое содержание

Рим, 1800 г. Бежавший из заключения республиканец Цезаре Анджелотти прячется в церкви, где работает художник Марио Каварадосси. Марио узнает в Анджелотти одного из консулов Итальянской республики и предлагает ему убежище в своем доме. В церковь также приходит известная певица Флория Тоска, возлюбленная Каварадосси. Влюбленные договариваются встретиться вечером. Тоска, а за ней и Анджелотти с Каварадосси покидают храм.

Вскоре появляется шеф римской полиции барон Скарпиа, идущий по следу беглеца. Он подозревает художника Каварадосси в укрывательстве. В церковь возвращается Флория, чтобы рассказать возлюбленному о новых планах на вечер. Скарпиа хочет выведать все, что она знает, и убеждает Тоску в неверности Каварадосси. Ревнивая Флория устремляется к дому любимого, за ней следуют полицейские. У барона рождается коварный план – уничтожить двух республиканцев и соблазнить Тоску, к которой он не равнодушен.

Каварадосси схвачен, его пытают. Тоска не выдерживает мук возлюбленного и выдает место, где прячется Анджелотти. Марио должны казнить на следующий день. Тоска принимает непристойное предложение Скарпиа в обмен на жизнь возлюбленного. Барон обещает ей, что в художника будут стрелять холостыми патронами, а потом влюбленные смогут тайно покинуть Рим по специальному пропуску. Получив обещание и бумагу, Тоска решительно закалывает негодяя кинжалом.

На рассвете Тоска сообщает Каварадосси, что казнь будет не настоящей, и он должен изобразить свою смерть. Они мечтают о счастливом будущем. После выстрелов выясняется, что Скарпиа обманул Тоску. Солдаты стреляли настоящими патронами и Каварадосси мертв. Ослепленной горем женщине грозит арест за убийство барона Скарпиа. В отчаянии она бросается вниз со стены крепостной башни.

Действующие лица и исполнители:

Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»