Кармина Бурана

Музыкально-хореографическая мистерия в двух действиях
Музыка: Карл Орф
Либретто: Александр Зверев
Возрастное ограничение: 6+
Продолжительность спектакля: 2 часа (с одним антрактом)
В спектакле использованы аутентичные тексты на латыни, старонемецком и старофранцузском языках
В спектакле звучит музыка Георга Фридриха Генделя и Вольфганга Амадея Моцарта
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 20 июня 2019 года

История создания

«Кармина Бурана» – сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа. Композитор называл свое сочинение праздником победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского. «Кармина Бурана» («Carmina Burana») означает по-латыни «Песни Бойерна». Оригинальный манускрипт сборника («Codex Buranus») был найден в 1803 г. в бенедиктинском монастыре Бойерн на территории современной Баварии. Он был датирован 1300-м годом и содержал множество текстов, написанных вагантами – странствующими певцами и поэтами. Средневековый монастырский песенник, случайно попавший в руки учителю музыки Карлу Орфу, пережил несколько изданий, одно из которых называлось «Вино, женщины и песни». Название в общих чертах определяет содержание напечатанных в нем песен, тексты которых написаны на латыни, старонемецком и старофранцузском языках. Это лирические любовные серенады и романсы, застольные песни, веселые пародии. Орф оставил в неприкосновенности оригинальные тексты, выбрав 24 стихотворения. Жанр своего произведения композитор определил как «Светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене».

Первое исполнение кантаты «Кармина Бурана» в 1937 году произвело фурор. После премьеры композитор сообщил своему издателю: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений».

О спектакле

Яркое и разноплановое по форме произведение несет глубокий философский смысл и дает широкий простор для смелых режиссерских интерпретаций. Для постановки спектакля в театр «Царицынская опера» был приглашен молодой режиссер из Астраханского театра оперы и балета Александр Зверев, по замыслу которого зрителям предлагается некая масштабная музыкально-хореографическая мистерия, построенная на стыке жанров: симфонической музыки, хорового пения, сольного вокала и балета. А наиболее известная часть кантаты – хоровая композиция «O, Fortuna» как бы зацикливает сценическое действие с двух сторон, открывая и завершая его.

Оригинальное либретто также создано постановщиками спектакля – режиссером Александром Зверевым и дирижером Сергеем Гриневым. Шедевр XX века «Кармина Бурана», написанный Карлом Орфом на средневековые тексты, предстает в «Царицынской опере» в виде современной психологической фантазии о вечных ценностях: многообразии жизни, переменчивости судьбы, цикличности поколений, противостоянии добродетели и порока, земного и божественного, любви и ненависти, толпы и индивидуальности. Режиссер-постановщик Александр Зверев, дирижер-постановщик Сергей Гринев, балетмейстер-постановщик Татьяна Ерохина, хормейстеры Юрий Панфилов и Ольга Руденко, художник-постановщик Елена Павловская создали оригинальный философский спектакль, психологическую кантату-фантазию, навеянную «песнями Бойерна», музыкой Орфа, Генделя и Моцарта. Основным философским стержнем спектакля, вокруг которого происходят все события и концентрируются все смыслы на сцене «Царицынской оперы», является огромное раскидистое дерево – символическое древо жизни, созданное художником – сценографом Георгием Матевосяном.

5 ноября 2020 года спектакль был представлен в программе Пятого фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» в Москве на сцене Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова. Работа волгоградских артистов вызвала огромный интерес со стороны московского зрителя и театральных критиков.

Краткое содержание

Сюжетная линия сценической кантаты зыбка и ассоциативна. Абсолютно оригинальную фабулу, созданную постановщиками спектакля, можно представить как фантазии на тему человеческой судьбы. От момента зарождения на небесах жизни маленькой девочки (Героини) – до ее ухода в мир иной. На протяжении всего пути ее сопровождает представитель высших сил (Безликий), который является неким небесным куратором, заступником, призванным оберегать ее от зла и невзгод. Душа еще не родившегося ребенка сама выбирает себе родителей. Повзрослев, девушка делает свой новый выбор, встретив своего Героя, она влюбляется и выходит замуж. В сложном и переменчивом потоке событий, на примере жизни Героини авторы показывают всю сложность, хрупкость и предопределенность человеческой судьбы, объясняя и оправдывая людские ошибки и пороки. Та же мысль подтверждается и в образах двух антиподов Баритона и Тенора, которые в разные периоды сценического действия как бы меняются местами, переходя из разряда положительного в отрицательный и наоборот, становясь то победителем, то жертвой. Во всех жизненных ситуациях, участниками которых становятся персонажи спектакля, как правило, страдает лишь невинная душа, уязвимая и зависимая от настроения толпы, человеческой жестокости и равнодушия. Спасительной является только вечность, незыблемость которой символизирует раскидистое древо. Жизнь делает очередной виток. Все вновь повторяется: жизнь и смерть, радость и горе, любовь и ненависть…

Действующие лица и исполнители:

В спектакле заняты артисты хора, Хоровой капеллы, оркестра и балетной труппы театра «Царицынская опера».

Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»