Князь Игорь

Князь Игорь

Опера в двух действиях
Музыка: А.П. Бородин
Либретто: А.П. Бородин, В.В. Стасов
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут (с одним антрактом)
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 4 октября 2019 года

История создания

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

А.П. Бородин – известный русский композитор, автор двух опер и десятков классических музыкальных произведений, по образованию был химиком и медиком. Параллельно с научной и преподавательской деятельностью, А.П. Бородин работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти – разрыв сердца. Известный факт, что композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после смерти автора. Однако, по мнению многих исследователей, практически вся музыка была создана Бородиным, лишь увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, который тесно общался с Александром Порфирьевичем.

Партии Галицкого и хана Кончака в исполнении Федора Шаляпина навсегда вошли в золотой фонд мировой оперной классики.

О спектакле

В театре «Царицынская опера» спектакль «Князь Игорь» представлен масштабным эпическим полотном, в оригинальной режиссерской концепции одного из самых талантливых и перспективных молодых режиссеров российского музыкального театра, выпускника ГИТИСа (мастерская Дмитрия Бертмана), дважды лауреата московского Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА» – Павла Сорокина. Сценография и костюмы созданы художниками театра, членами Союза художников России Еленой Павловской и Георгием Матевосяном. Дирижером постановщиком спектакля выступил главный дирижер театра Сергей Гринев. Балетмейстеры – главный балетмейстер театра Татьяна Ерохина и Светлана Яковлева.

Краткое содержание

Площадь в Путивле. Дружина и рать готовы к выступлению в поход против половцев и ожидают князя Игоря. Солнечное затмение воспринимается народом как недобрый знак. Ярославну тоже волнуют недобрые предчувствия, она просит мужа остаться. Но Игоря не пугают дурные предзнаменования. Он просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться. Уверенный в скорой победе князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Князь ранен, его войско разбито. Пытаясь найти живых людей на «мёртвом поле», он вдруг узнаёт среди убитых своего сына Владимира. Игорь не хочет верить в смерть сына и пытается привести его в чувства.Появляются половцы. Среди них Кончаковна, дочь хана Кончака. Она возвращает Владимира к жизни магическими заклинаниями.

В княжеском доме в Путивле веселится Галицкий. Ему не хватает власти и богатства. Он мечтает занять место Игоря. Во двор вбегают девушки, они просят Галицкого вернуть украденную его слугами подругу. Ярославну тревожит долгое отсутствие вестей от мужа. Она полна тяжелых предчувствий. Её возмущает вызывающее поведение брата.

Бояре приносят княгине дурную весть: дружина Игоря разбита, а Игорь и Владимир попали к половцам в плен. Пользуясь ситуацией, Галицкий объявляет о своей власти на Путивле. Внезапный звон колокола возвещает о том, что половцы приближаются к городу; начинается пожар.

Ярославна горько плачет, обращаясь к ветру, солнцу и Днепру с мольбой вернуть ей любимого мужа. Не спится и князю Игорю, томящемуся в плену половецкого стана. Князь Владимир влюблён девушку, которая спасла его от смерти. Кончаковна тоже очарована молодым князем. Звучат признания в любви и мечты о счастье. Но Владимир не может решиться на отречение от веры предков, отца и остаться в Половецком стане вместе с любимой. Овлур, влюблённый в Кончаковну половчанин, предлагает князю Игорю свою помощь, уговаривая его бежать из плена вместе с Владимиром.

Половцы требуют смерти для Владимира, но мудрый хан Кончак отдает ему в жены свою дочь, как залог мира. В Путивле Ярославна оплакивает своего мужа. Вдруг вдали появляются фигуры всадников. В одном из них она узнает своего любимого. Ерошка и Скула колокольным звоном созывают народ, который приветствует князя.

Действующие лица и исполнители:

  • Князь Игорь – Максим Орёл, Руслан Сигбатулин
  • Ярославна – заслуженная артистка РФ Елена Барышева, заслуженная артистка РФ Анна Девяткина
  • Княжич Владимир – Виталий Ревякин, Алексей Шапошников
  • Князь Галицкий – Александр Еленик, Артем Ратников
  • Хан Кончак – Артак Манукян
  • Кончаковна – Юлия Почкалова, Наталья Филиппова
  • Овлур – Вадим Дмитров, Алексей Михайлов
  • Ерошка – Алексей Михайлов, Алексей Шапошников
  • Скула – Николай Лохов, Артем Ратников, Роман Тарасов
  • Половецкая девушка – Светлана Сигбатулина, Валентина Смагина
  • Няня Ярославны – Елена Абламская, Ирина Дмитрова
  • Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые – артисты хора и балета театра

От режиссёра

«Слово о полку Игореве» – одно из первых литературных произведений Древней Руси. Именно поэтому опера «Князь Игорь» является для меня, в первую очередь, глубочайшим художественным произведением, и только во вторую – историческим документом. Тем более, что сама космическая музыка великого А. П. Бородина диктует нам непростой драматургически выстроенный психологизм, в особенности это прослеживается в изменении образа самого князя Игоря.

В нашей версии этого грандиозного музыкально-драматического полотна мы сделали попытку вывести фигуру Игоря на первый план. Нам хотелось изучить и проанализировать трансформацию человека от одержимости героическими, как он для себя считает, идеями до крушения всех его идеалов. Главный герой проходит этот тяжёлый путь сквозь сомнения, предательства, боли утрат, чувство вины; понимая, в конце концов, что он, как и все другие, всего лишь человек из плоти и крови.

Совершенно иными нам предстают антагонисты Игоря – половцы. Сцены в Половецком стане становятся в нашем спектакле воплощением необъятной вольной степи, которой не видно конца; олицетворением душевной и духовной свободы. Самым ярким выражением безграничного простора в этой опере, да и, пожалуй, во всём мировом оперном репертуаре, остаётся самая известная сцена «Князя Игоря» – Половецкие песни и пляски.

Время, проведённое Игорем в плену, играет первостепенную роль в переосмыслении им своих гибнущих идеалов. Но, мы знаем, что после разрушения должно наступить возрождение. И наш Игорь к финалу спектакля приходит к осознанию быстротечности времени и неоспоримой значимости человеческой жизни.

Я убеждён, что наш спектакль найдёт отклик в душах волгоградцев, ведь история людей, написанная и описанная А. П. Бородиным, как никогда резонирует с сегодняшними темами, оставаясь при этом космичной. Надеюсь также, что «Князь Игорь» поможет зрителям рассмотреть идеалы гуманизма в своих сердцах.

Павел Сорокин

Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникаций Детский культурный форум 2022