Иоланта

Опера в 2-х действиях
Музыка П.И. Чайковского
Либретто М.И. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене»
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля:
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» – 16 октября 2021 года

Краткое содержание

Юная дочь короля Рене не подозревает о своей слепоте. Тайна раскрывается только с появлением прекрасного рыцаря Водемона. Любовь, готовность к самопожертвованию и страстное желание видеть исцеляют Иоланту.

История создания

В 1884 году П. И. Чайковский прочёл выполненный Ф. Миллером перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене». В 1888 году драма была поставлена на сцене московского Малого театра. На основе этой постановки братом композитора М. И. Чайковским было создано либретто. К сочинению «Иоланты» Чайковский приступил в 1891 году, начав её 10 июля с финального дуэта. К 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена оркестровка.

Первое представление (вместе с балетом «Щелкунчик») состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре.

Режиссёрский синопсис

Постановка классического шедевра всегда предоставляет режиссёру выбор из двух вариантов: максимально сохранить историческую подлинность или приблизить оперный спектакль к современности.

«Иоланта» – последнее произведение П.И. Чайковского, великого реформатора в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме». Композитор разворачивает оперу от завоеваний психологической драмы в лирический символизм. История прозревающей принцессы, не ведающей о своей слепоте – прославление внутренней красоты и духовного просветления, как вершины человеческого существования. Живущая и царствующая на театральных подмостках мирового музыкального театра не один десяток лет, «Иоланта» пленяет красотой поклонников оперного искусства. Чистота, свет и любовь, растворенные в музыке великого русского композитора, неизменно находят отклик в сердцах и душах.

Но сохранение исторического колорита оперы, созданной почти полтора века назад, рискует превратить спектакль в музейный экспонат. И режиссёры пускаются на эксперименты, чтобы «Иоланта» была созвучной нашему дню. В постановке нашего театра что-то может показаться экстремальным. Идея объединения современности и исторической жанровой, стилевой аутентичности в одном сценическом пространстве опирается на интересный и действенный приём – «Театр в театре».

Место действия постановки – старинный замок в наше время. В середине амфитеатра, на подиуме бродячие актёры и музыканты разыгрывают истории, произошедшие в ХV веке во французском Провансе, в старинном родовом замке короля Рене. Сценическое воплощение оперы решено в стиле шекспировского площадного театра, сочетающего в себе классические сказочные костюмы героев истории об Иоланте и простые, аутентичные предметы антуража и реквизита в стиле минимализма. Четкое временное разделение между артистами и зрителями, между темной и светлой зоной сценического пространства наглядно подчеркивает светлое и темное начало нашего мира.

Стилистика классической мистерии, смешанная с образной аскетичностью, простотой и лобовой театральностью визуальных решений и ходов, актерское проживание, основанное на принципах психологического театра, подчеркивает основную идею оперы о превосходстве душевной красоты над внешней привлекательностью. Этот приём позволяет подчеркнуть то, что чудо исцеления главной героини, как любовь и благополучное разрешение ситуации со свадьбой определяется авторами оперы как божественное провидение, а не простая, бытовая, история. Единение артистов, играющих мистерию и артистов-зрителей – в финале спектакля.

В преддверии оперы в лёгкой, шутливой форме актёрами-менестрелями будет разыграна оригинальная интермедия, состоящая из нескольких вокальных, музыкальных и хореографических миниатюр, что создаст необходимую атмосферу последующему сценическому действию. Затем, в этом же стиле площадного театра будет разыграна и сама история Иоланты. Основное действо – опера П.И. Чайковского «Иоланта», будет представлена классической по форме и содержанию, без купюр в музыкальном материале. На пике действия, в момент прозрения Иоланты в музыкальную партитуру нами добавлена «Херувимская песня» П.И. Чайковского – этот приём позволяет подчеркнуть мистицизм и сакральную проекцию факта прозрения Иоланты.

Режиссёр-постановщик – Главный режиссёр театра «Царицынская опера»,
М.Ю. Косилкин

Информационные партнеры

Информация