Иоланта

Опера в двух действиях
Музыка: Петр Чайковский
Либретто: Модест Чайковский по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»
Либретто интермедии: Михаил Косилкин
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут (с одним антрактом)
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 16 октября 2021 года

История создания

В 1884 году Пётр Ильич Чайковский прочёл перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генриха Герца «Дочь короля Рене». В 1888 году драма была поставлена на сцене московского Малого театра. На основе этой постановки братом композитора Модестом Чайковским было создано либретто. К сочинению «Иоланты» Чайковский приступил в 1891 году, начав её 10 июля с финального дуэта. К 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена оркестровка.

Первое представление (вместе с балетом «Щелкунчик») состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре,а 1893-м — в Большом театре.

Краткое содержание

Первое действие. «Интермедия» создает атмосферу средневековой площади, где идет представление уличных музыкантов. Несколько шутливых сценок сопровождаются вокальными и хореографическими миниатюрами на музыку, написанную композиторамиXVI-XVIIвеков- Бартоломео Тромбочино, Франчески Каччини и др. Одной из частей представления становится и собственно опера Чайковского «Иоланта».

Второе действие. Юная дочь короля Рене Иоланта не подозревает о своей слепоте. Король и придворные тщательно оберегают её покой. В замке появляются рыцари Готфрид Водемон и его друг Роберт. Роберт помолвлен с Иолантой с детства, но абсолютно равнодушен к ней, в подтверждение – признается в любви к некоей Матильде. Водемон же без памяти влюбляется в девушку. В беседе с ней выясняется правда о её слепоте. Узнавший о событиях король, грозит погубить дерзкого рыцаря. Врач Эбн-Хакиа обещает вылечить влюбленную принцессу, ведь ради спасения, любимого Иоланта готова на любые испытания. Любовь, готовность к самопожертвованию и страстное желание видеть исцеляют Иоланту.В горячей молитве все благодарят Господа и торжественно славят творца – источника света, жизни и познания.

О спектакле

В театре «Царицынская опера» поставлен в 2021 году силами творческой группы театра во главе с главным режиссером Михаилом Косилкиным. Музыкальную часть постановки осуществил главный дирижер театра – Сергей Гринёв. Авторство оригинальных костюмов и сценографической концепции принадлежит художниками – членам Союза художников России Елене Павловской и Георгию Матевосяну. Световое решение спектакля – главному художнику по свету – Андрею Павлову.

Действующие лица и исполнители:

  • В «Интермедии»

    Принцесса – Заслуженная артистка РФ Анна Девяткина, В. Смагина
    Королева – Заслуженная артистка РФ Елена Барышева, И. Тисленко
    Король – В. Белявицер, Р. Тарасов
    Осел – В. Дмитров, С. Липенко
    Ведущие – А. Околотин, В. Грачева
    Актеры, музыканты, зрители – артисты хора и балета театра

  • Король Рене – А. Еленик, А. Ратников, И. Тормосин
  • Иоланта, дочь короля Рене – Е. Богачева, Р. Манвелова
  • Водемон, граф, бургундский рыцарь – А. Михайлов, В. Ревякин, А. Шапошников
  • Роберт, герцог Бургундский – М. Орел, Р.Сигбатулин
  • Эбн-Хакиа, мавританский врач – А. Еленик, В. Пикалов
  • Марта, кормилица Иоланты – Е. Абламская, Н. Филиппова
  • Альмерик, оруженосец короля Рене – В. Дмитров, А. Шапошников
  • Бертран, привратник – А. Манукян, А. Ратников
  • Бригитта, подруга Иоланты – С. Сигбатулина, В. Филатова
  • Лаура, подруга Иоланты – Е. Абламская, Н. Пирогова, И. Тисленко
  • Прислужницы и подруги Иоланты, свита короля, оруженосцы – артисты хора и балета театра «Царицынская опера»

 

Режиссёрский синопсис

Михаил Косилкин

Постановка классического шедевра всегда предоставляет режиссёру выбор из двух вариантов: максимально сохранить историческую подлинность или приблизить оперный спектакль к современности.

«Иоланта» – последнее произведение П.И. Чайковского, великого реформатора в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме». Композитор разворачивает оперу от завоеваний психологической драмы в лирический символизм. История прозревающей принцессы, не ведающей о своей слепоте – прославление внутренней красоты и духовного просветления, как вершины человеческого существования. Живущая и царствующая на театральных подмостках мирового музыкального театра не один десяток лет, «Иоланта» пленяет красотой поклонников оперного искусства. Чистота, свет и любовь, растворенные в музыке великого русского композитора, неизменно находят отклик в сердцах и душах.

Но сохранение исторического колорита оперы, созданной почти полтора века назад, рискует превратить спектакль в музейный экспонат. И режиссёры пускаются на эксперименты, чтобы «Иоланта» была созвучной нашему дню. В постановке нашего театра что-то может показаться экстремальным. Идея объединения современности и исторической жанровой, стилевой аутентичности в одном сценическом пространстве опирается на интересный и действенный приём – «Театр в театре».

Место действия постановки – старинный замок в наше время. В середине амфитеатра, на подиуме бродячие актёры и музыканты разыгрывают истории, произошедшие в ХV веке во французском Провансе, в старинном родовом замке короля Рене. Сценическое воплощение оперы решено в стиле шекспировского площадного театра, сочетающего в себе классические сказочные костюмы героев истории об Иоланте и простые, аутентичные предметы антуража и реквизита в стиле минимализма. Четкое временное разделение между артистами и зрителями, между темной и светлой зоной сценического пространства наглядно подчеркивает светлое и темное начало нашего мира.

Стилистика классической мистерии, смешанная с образной аскетичностью, простотой и лобовой театральностью визуальных решений и ходов, актерское проживание, основанное на принципах психологического театра, подчеркивает основную идею оперы о превосходстве душевной красоты над внешней привлекательностью. Этот приём позволяет подчеркнуть то, что чудо исцеления главной героини, как любовь и благополучное разрешение ситуации со свадьбой определяется авторами оперы как божественное провидение, а не простая, бытовая, история. Единение артистов, играющих мистерию и артистов-зрителей – в финале спектакля.

В преддверии оперы в лёгкой, шутливой форме актёрами-менестрелями будет разыграна оригинальная интермедия, состоящая из нескольких вокальных, музыкальных и хореографических миниатюр, что создаст необходимую атмосферу последующему сценическому действию. Затем, в этом же стиле площадного театра будет разыграна и сама история Иоланты. Основное действо – опера П.И. Чайковского «Иоланта», будет представлена классической по форме и содержанию, без купюр в музыкальном материале. На пике действия, в момент прозрения Иоланты в музыкальную партитуру нами добавлена «Херувимская песня» П.И. Чайковского – этот приём позволяет подчеркнуть мистицизм и сакральную проекцию факта прозрения Иоланты.

Режиссёр-постановщик – главный режиссёр театра «Царицынская опера»
М.Ю. Косилкин

Информационные партнеры

Информация