Пиковая дама

Опера в 3 действиях, 7 картинах
Музыка: П.И. Чайковский
Либретто: М.И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А.С. Пушкина
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 3 часа 45 минут
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 13 декабря 2019 года

Для первого показа «Пиковой дамы» в «Царицынской опере» была назначена особенная дата – пятница 13-е. Именно этот декабрьский вечер стал премьерным на сцене театра для одного из самых ярких и загадочных произведений русского искусства, созданного П.И. Чайковским.

По содержанию – это захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта. Фабула проста и в то же время многослойна. Бедный офицер Герман влюбляется в наследницу Графини Лизу, помолвленную с богатым и знатным князем Елецким. Одновременно он узнает, что Графине известна «тайна трех карт», обладающих мистической силой выигрыша. Пытаясь любой ценой узнать тайну, Герман становится виновником гибели старухи, тем самым вызвав целый ряд таинственных, а порой и мистических событий, приведших героев к трагическому финалу.

В основу сюжета оперы положен реальный случай, рассказанный А.С. Пушкиным в повести «Пиковая дама»: история княгини Голициной, открывшей внуку, секрет карточного выигрыша.

Произведение считается вершиной оперной драматургии композитора, так как по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и мощи драматического воздействия ему нет равных. Музыкальный шедевр входит в топ-50 самых популярных опер мира. Ее сотни раз ставили на всех главных оперных площадках – от Мариинского театра и Ла Скала до Большого театра и Метрополитен-опера.

Опера поставлена уже известным волгоградцам режиссером Григом Скоморовски. В этот раз в работе над спектаклем, наряду с коллективом театра, принимала участие международная команда, состоящая из художников, сценографов, инженеров, хореографов, работающих в российских столицах, а также в театрах Европы.

Дирижер-постановщик спектакля – главный дирижёр театра «Царицынская опера» Сергей Гринев.

Коллектив театра «Царицынская опера» получил возможность осуществить на своей сцене постановку оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского благодаря средствам, полученным из федерального бюджета в виде гранта Министерства культуры РФ, выделяемого на реализацию творческих проектов.

 

Вступительное слово режиссера-постановщика

«Это многослойное произведение, одно из самых сложных в истории русской оперы. В нем содержатся много компонентов – мистический, драматический, исторический, психологический. Мы воплощаем их в системе взаимоотношений между персонажами. Эта опера – про самые глубокие и потаённые уголки нашей души. Но в видимой части лежит драма, которая произошло с конкретным человеком.

Многое в «Пиковой даме» имеет реальную историю. До сих пор, например, существует дом графини. А Пётр Ильич, кстати, умер как раз напротив этого дома. Существует «мост Лизы» – мост на Канавке, с которым связано множество городских легенд. Мы с группой путешествовали в Питер и старались увидеть все это, почувствовать: и линейность Невского, и ветер от Невы, и особое Питерское небо. Хорошо известно, что Петр Ильич, когда закончил оперу, написал: «Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным … Пиковую даму я писал именно с любовью. Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!»

Мы не обвиняем героя и не даем оценок, мы стараемся сохранить Вопрос. Ответ – каждый должен найти сам. Герман у нас не злодей, он – человек. Мы пытаемся раскрыть образ Германа максимально объемно: он как бы равен каждому из нас, в каждом из нас есть «условный Герман». У Чайковского в этой опере заложена широкая амплитуда эмоций, все рядом: любовь и деньги, жизнь и смерть, реальность и мистика. Так же, как у Достоевского, и у Булгакова. Главное – эти эмоции донести до зрителя! Задача режиссера – создать условия для максимального воплощения артистами гениального замысла автора. Именно в этом вижу свою задачу»

Григ Скоморовски

 

Действующие лица и исполнители:

  • Герман – А. Михайлов
  • Лиза (Прилепа) – Е. Плешакова, И. Тисленко
  • Графинялауреат международных конкурсов О. Сабирова, Н. Филиппова
  • Граф Томский (Златогор) – А. Еленик, М. Орёл, Р. Сигбатулин
  • Князь Елецкий – М. Орёл, заслуженный артист РФ Н. Черепанов
  • Полина (Миловзор) – Ю. Почкалова, лауреат международных конкурсов О. Сабирова
  • Сурин – А. Манукян, И. Тормосин
  • Чекалинский – В. Ревякин, А. Шапошников
  • Чаплинский – В. Дмитров, В. Ревякин
  • Нарумов – Н. Лохов, А. Манукян, А. Ратников
  • Маша – Е. Абламская, С. Сигбатулина, В. Смагина
  • Распорядитель – В. Дмитров, А. Шапошников
  • Гувернантка – Е. Абламская, В. Сироцкая

Над спектаклем работали:

  • Дирижер-постановщиклауреат всероссийского конкурса С.Гринев
  • Режиссер-постановщик – Г.Скоморовски
  • Художник-постановщик – И. Островская
  • Художник-технолог – В. Агаев
  • Главный хормейстер – Ю. Панфилов
  • Главный балетмейстер – Т. Ерохина
  • Главный художник по свету – А. Павлов
  • Главный художникчлен Союза художников России, лауреат Государственной премии Волгоградской области Е.Павловская
  • Художник театрачлен Союза художников России, лауреат Государственной премии Волгоградской области Г.Матевосян
  • Ассистент режиссера – Г. Глинский
  • Звукорежиссер – А.Бондаренко
  • Зав. постановочной частью – Е.Коротицкий
  • Зав. пошивочным цехом – Л.Яковлева
  • Зав. костюмерно-обувным цехом – Л.Медведева
  • Нач. гримерно-постижерского цеха – С.Яковцова
  • Зав. художественно-декоративным цехом – Л.Яковлева
  • Зав. артистической труппой – Г.Васюкова
  • Ответственный концертмейстер – Л. Сказкина
  • Концертмейстеры – И.Беленкова, А.Диброва, Т.Колпикова, Е.Литвинова
Информационные партнеры

Информация