Пиковая дама

Опера в трёх действиях
Музыка: Петр Чайковский
Либретто: Модест Чайковский по мотивам одноимённой повести Александра Пушкина
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 3 часа 45 минут (с двумя антрактами)
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 13 декабря 2019 года

История создания

В основу сюжета оперы положен реальный случай, рассказанный А.С. Пушкиным в повести «Пиковая дама»: история княгини Голициной, открывшей внуку секрет карточного выигрыша. Произведение считается вершиной оперной драматургии композитора, так как по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и мощи драматического воздействия ему нет равных. Опера была написана в 1890 году во Флоренции всего за сорок четыре дня. Замысел постановки музыкального произведения на сцене Мариинского театра возник гораздо раньше и принадлежал И. А. Всеволожскому. Премьера мирового масштаба состоялась 19 декабря 1890 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга под руководством дирижера Эдуарда Направника. С тех пор спектакль сотни раз ставили на всех главных оперных площадках мира – от Мариинского театра и Ла Скала до Большого театра и Метрополитен-опера. Музыкальный шедевр входит в топ-50 самых популярных опер мира.

О спектакле

Для первого показа «Пиковой дамы» в «Царицынской опере» была назначена особенная дата – пятница 13-е. Именно этот декабрьский вечер 2019 года стал премьерным для одного из самых ярких и загадочных произведений русского искусства, созданного Чайковским.

Опера была поставлена режиссером Григом Скоморовски, автором многих музыкальных, театральных и концертных проектов в России и за рубежом, поставившим в 2018 году на сцене «Царицынской оперы» спектакль «Кармен» Ж.Бизе. В этот раз в работе над проектом, наряду с коллективом театра, принимала участие международная команда, состоящая из художников, сценографов, инженеров, хореографов, работающих в российских столицах, а также в театрах Европы, среди которых художник-постановщик Инна Островская, хореограф Ксения Петренко. Дирижер-постановщик спектакля – главный дирижёр театра «Царицынская опера» Сергей Гринев.

Коллектив театра «Царицынская опера» получил возможность осуществить на своей сцене постановку оперы «Пиковая дама» благодаря средствам, полученным из федерального бюджета в виде гранта Министерства культуры РФ, выделяемого на реализацию творческих проектов.

Краткое содержание

Это захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта. Бедный офицер Герман влюбляется в наследницу Графини Лизу, помолвленную с богатым и знатным князем Елецким. Одновременно он узнает, что Графине известна «тайна трех карт», обладающих мистической силой выигрыша. Пытаясь любой ценой узнать тайну, Герман становится виновником гибели старухи, тем самым вызвав целый ряд таинственных, а порой и мистических событий, приведших героев к трагическому финалу.

Действующие лица и исполнители:

От режиссера

«Это многослойное произведение, одно из самых сложных в истории русской оперы. В нем содержатся много компонентов – мистический, драматический, исторический, психологический. Мы воплощаем их в системе взаимоотношений между персонажами. Эта опера – про самые глубокие и потаённые уголки нашей души. Но в видимой части лежит драма, которая произошло с конкретным человеком.

Многое в «Пиковой даме» имеет реальную историю. До сих пор, например, существует дом графини. А Пётр Ильич, кстати, умер как раз напротив этого дома. Существует «мост Лизы» – мост на Канавке, с которым связано множество городских легенд. Мы с группой путешествовали в Питер и старались увидеть все это, почувствовать: и линейность Невского, и ветер от Невы, и особое Питерское небо. Хорошо известно, что Петр Ильич, когда закончил оперу, написал: «Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным... Пиковую даму я писал именно с любовью. Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!»

Мы не обвиняем героя и не даем оценок, мы стараемся сохранить Вопрос. Ответ – каждый должен найти сам. Герман у нас не злодей, он – человек. Мы пытаемся раскрыть образ Германа максимально объемно: он как бы равен каждому из нас, в каждом из нас есть «условный Герман». У Чайковского в этой опере заложена широкая амплитуда эмоций, все рядом: любовь и деньги, жизнь и смерть, реальность и мистика. Так же, как у Достоевского, и у Булгакова. Главное – эти эмоции донести до зрителя! Задача режиссера – создать условия для максимального воплощения артистами гениального замысла автора. Именно в этом вижу свою задачу»

Григ Скоморовски

Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»